На сегодняшний день достаточно большому количеству читателей известно, кто такой Александр Карасев. Его необычное творчество привлекает к себе повышенное внимание и находит отклик в сердцах многих. Чем же так выделяется этот автор? Об этом мы сегодня и поговорим.
Александр Карасев: биография
А. Карасев в литературу пришел сравнительно поздно. Свой первый рассказ он опубликовал, когда ему было уже за 30 лет. На тот момент за его плечами было два высших образования, историческое и юридическое, опыт работы в областях, с литературой не связанных (работал слесарем, машинистом, охранником), и несколько лет военной службы.
Карасев о войне знает не понаслышке. Он был участником боевых действий в Чеченском конфликте. Кого-то война калечит, если не физически, то морально, эмоционально, а кому-то дает новое понимание жизни, творческий импульс, чтобы выплеснуть все накопленные впечатления, высказать взгляды на жизнь. Александр Карасев относится ко второй категории.
В одном из интервью Карасев признался, что не только сам в детстве не мечтал о писательской карьере, но и другим не верит, когда они говорят о своей детской страсти к писательству. Ведь ребенку, в особенности мальчику, скучно выводить буквы на бумаге, ему хочется деятельности. Вот стать водителем большой машины, милиционером, ловящим преступников, или спортсменом, ставящим рекорды, - это интересно, это похоже на детскую мечту. А для того, чтобы захотеть стать писателем, нужно накопить жизненный, житейский опыт.
Первые литературные опыты
Хотя Карасев Александр всегда любил читать и довольно свободно владел словом (особенно хорошо ему удавались объяснительные, по его собственному ироничному признанию), однако желания написать что-то художественное не возникало вплоть до 25-26 лет. В этом возрасте его захватила идея написать роман. Это ошибка всех начинающих авторов. Попытки написать масштабное произведение, не отработав свой слог и стиль на малых жанрах, почти всегда обречены на провал. Ничего не вышло и у Карасева. Была идея, была интрига, любовная линия, детективные элементы, но роман заглох после нескольких неубедительных страниц.
Спустя несколько лет, уже почти забыв о своих первых литературных опытах, Карасев ощутил острую потребность описать то, что происходит вокруг. Это произошло, когда он попал в Чечню. В его руках оказался ежедневник погибшего сослуживца, куда он начал заносить служебные записи вперемешку с отвлеченными размышлениями и описанием характерных сцен военной жизни. Так и начал собираться материал для его будущих военных рассказов.
Литературный дебют
Накопив довольно внушительный массив рассказов и бытовых зарисовок, Карасев Александр Владимирович начал сам рассылать их по толстым литературным журналам. В 2003 году в журнале «Октябрь» был опубликован рассказ «Наташа» о девочке-провинциалке, готовой на любые унижения ради «любви». Незатейливый сюжет, реалистичные персонажи и сложный коктейль из эмоций как послевкусие от прочтения - все это привлекло внимание к начинающему автору. Последовали публикации в журналах «Дружба народов», «Урал», «Новый мир», «Нева» и других.
В настоящее время многим знакомо имя Александр Карасев. Писатель имеет более 2 десятков публикаций в известных литературных журналах и 2 напечатанных книги. Это не только и не столько военная проза. Это истории о жизни простых людей в наше непростое время.
Александр Карасев - автор рассказов
Каждый автор находит для себя оптимальный способ самовыражения. Кому-то лучше удаются стихи, кто-то чувствует себя уверенно, разворачивая перед читателем огромные полотна с множеством действующих лиц, событий, планов повествования, а кому-то достаточно краткого, ёмкого текста, чтобы выразить очень глубокую мысль.
Сам Карасев объясняет свою приверженность к жанру рассказа особым типом энергетики. Ему легче взять высоту одним рывком, на одном дыхании, чем долго и планомерно выстраивать ткань повествования, сплетая воедино разрозненные нити сюжета. Его стиль - это максимальная концентрация смысла, отказ от бесконечного числа деталей и лирических отступлений ради одной цели - быть с читателем честным и простым.
Рассказы Карасева отличаются яркостью, динамикой, в них чувствуется четкая авторская позиция, основанная на жизненном опыте и незыблемой системе ценностей, главной из которых является жизнь. В плане техники Александр Карасев близок к импрессионизму. Им движет желание запечатлеть жизнь в ее мельчайших проявлениях. Но за кажущейся простотой и подчеркнутой реалистичностью скрывается большая смысловая нагрузка.
Герои произведений Карасева
В каждом рассказе Александра Карасева есть свой герой. Как правило, это военнослужащие, но есть и обычные парни, не связанные с военным делом. Герой для Карасева - это не идеализированный образ без единого изъяна, а живой человек со своими победами и поражениями, слабостями и сильными сторонами, у него могут быть свои «тараканы» в голове, он может временами ошибаться, но он - личность и действует так, как подсказывает ему жизнь.
Вспомните, к примеру, героя рассказа «Звездопад». Виктор не сразу заслуживает читательское одобрение. Слишком он хмур, саркастичен, нелюдим. Несмотря на свой маленький рост, на всех он пытается глядеть свысока. Но его внешность, как это часто бывает, оказывается обманчивой. Когда кто-то нуждается в помощи, он не раздумывая встает на его защиту.
Герой рассказа «Ферзь» - капитан Фрязин - показан читателю в совершенно других обстоятельствах. Но среди свиста пуль и хаоса неожиданной атаки мы видим у Фрязина те же, что и у Виктора, отличительные черты: смелость, честность и верность своему долгу. Именно таким и видит настоящего героя Александр Карасев.
Чеченские рассказы
У Александра Карасева есть цикл «Чеченские рассказы» и есть книга с тем же названием, в которую помимо одноименного цикла входит сборник коротких очерков «Первый снег». Название сборника, вызывающее невольную ассоциацию со знаменитыми «Севастопольскими рассказами» Толстого, и еще живые в каждом из нас воспоминания о военных действиях в Чеченской республике заставляют читателя отнести эти произведения к жанру военной прозы.
Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что эта книга выходит за границы батального жанра. В ней мало кровавых перестрелок, отвлеченных рассуждений о патриотизме и войне. В центре авторского внимания не война, а человек, поставленный в жестокие, порой бесчеловечные условия. Эта книга больше похожа на документальные хроники, что, впрочем, не лишает ее художественной выразительности.
Творчество Александра Карасева в оценке критиков
Все критики, описывая творчество Карасева, выделяют одни и те отличительные черты, называют его «концентрированным», «импрессионистичным» и в то же время очень простым и даже обыденным, лишенным каких-либо художественных деталей. Однако в оценке этих особенностей критики не могут прийти к одному мнению.
Одни видят в этой лаконичности и сдержанности особый авторский стиль, который идет своими корнями от Чехова, Бабеля, Зощенко. Они замечают за простотой глубину, за обыкновенным - «что-то очень важное». Так, для Яна Шенкмана немногословность Карасева - это особый талант. По меткому выражению критика, ему хватает нескольких фраз, чтобы высказать то, на что другим бы потребовался роман. Олег Ермаков относит рассказы Карасева к жанру «минималистской» и в то же время «психологической» прозы. Елену Крюкову пленили «живая мысль» и «живое сердце», скрывающиеся за простотой.
Другим же критикам не хватает художественной выразительности, обобщающих мыслей. Валерия Пустовая склонна относить произведения Карасева к жанру публицистики, а не прозы. Она отмечает, что в них «мало тайны», а только сухой событийный ряд. Андрею Немзеру тоже проза Карасева кажется слишком простой, понятной без всяких усилий со стороны читателя, что существенно снижает ее ценность.
Награды
Пока критики спорят о жанрах и стилях, сам Александр Карасев уже нашел своего читателя. Об этом говорят и многочисленные публикации в толстых литературных журналах и сборниках, и авторские книги, и престижные литературные награды. Он является лауреатом Бунинской премии (2008 год), премии имени О’Генри (2010 год), а также ряда других премий и наград.