На тракторе "Беларус" устанавливается коробка передач МТЗ-82 (фото показано ниже). Она рассчитана на девять скоростей. В устройстве имеется только одно гнездо подшипника. Вторичный вал у коробки передач применяется небольшой ширины. Также среди особенностей стоит упомянуть о качественных накладках. Чтобы детально разобрать коробку передач, рекомендуется изучить устройство модификации.
Устройство коробки
Коробка передач МТЗ-82 в разрезе представляет собой набор шестерен и картер с нагнетательным механизмом. Ведущий вал устанавливается на блоке. Плунжерный механизм в коробке передач используется с сальником. Коленчатый вал монтируется в нижней части коробки передачи. Шестерни передач фиксируются с втулками. Работа вала обеспечивается нагнетательным механизмом. Для переключения на нейтральную передачу применяется запорный механизм.
Схема переключения
Коробка передач МТЗ-82 (схема переключения показана ниже) рассчитана на девять скоростей. Задняя передача включается с двойным выжимом сцепления. Рычаг у модификации применяется с коленчатым переходником. Первая передача включается без западания. На нейтральную скорость коробка переключается без больших усилий.
Картер модификации
Коробка передач МТЗ 80-82 делается с картером на две шестеренки. Специалисты говорят о том, что модификация обладает прочными опорами. В нижней части картера установлен широкий блок. Периодически его необходимо осматривать. На блоке предусмотрено две накладки. Нижние цилиндры устройства устанавливаются на подставке. Стаканы у модификации фиксируются в боковой части блока. На них установлены широкие втулки. При больших нагрузках накладки могут стираться. Также надо отметить, что заменить шестерню довольно проблематично.
Нагнетательный механизм
Нагнетательный механизм у коробки передач представляет собой набор дисков. Прокладки под них подбираются малой эластичности. Стойки используются с небольшими выступами. Нижняя опора в данном случае надежно зафиксирована. Специалисты говорят, что нагнетатель периодически может забиваться. При этом на нем собирается большое количество машинного масла. Его периодически надо очищать.
Коленчатый вал устройства
Коленчатый вал в устройстве зафиксирован на две опоры. Накладки при этом применяются только в нижней части коробки передач. Если рассматривать верх механизма, то там имеется широкий блок. Опора установлена Г-образной формы. В центральной части модификации установлены две шестерни. Блокиратор применяется с кольцом. Прокладки на блоке используются небольшой ширины. Также надо отметить, что в верхней части механизма имеется шток. Он фиксируется при помощи двух фиксаторов. Переключатель передач используется с втулкой.
В некоторых случаях он может западать. В такой ситуации надо сразу проверить накладки. Промежуточные диски также могу провалиться. Достать их самостоятельно очень сложно. В той ситуации придется воспользоваться помощью друга. Диски у данной коробки передач закрываются крышкой. Она у этой модели фиксируется на узких зажимах. Дополнительно в боковой части крышки установлены винты. Диски снимаются довольно сложно. В данном случае опоры придется немного подбить молотком. После этого появится возможность осмотреть втулки, и оценить целостность накладок на ведомой шестерне.
Плунжерный механизм
Плунжер у данной коробки передач применяется с переключателем. Специалисты говорят, что накладки используются малой толщины. Коробка переключения передач МТЗ-82 делается с редуктор на блокираторе. Диски в плунжере применяются малого диаметра. Стаканы у модификации делаются с накладками. В нижней части плунжера имеется два штока. Для их фиксации применяются зажимные механизмы. Довольно часто проблемы наблюдаются именно с блокиратором.
У него может вылетать планка. Происходит это из-за перегрузок на центральную часть штока. Чтобы поставить планку на место, рекомендуется заранее скрутить крышку плунжера. Дополнительно важно осмотреть гнездо подшипников. Если их не смазывать, на штоки оказывается большое давление. Промежуточный вал в коробке передач не рассчитан на такие нагрузки. Штоки у этой модели достать довольно просто. В данном случае редуктор не требуется снимать. Также надо отметить, что штоки можно отсоединить через крышку блока. Для этого придется отсоединить только верхнюю планку.
Сальник устройства
Коробка передач трактора МТЗ-82 устанавливается с сальником над блоком. По сторонам механизма располагаются шестерни. В центральной части модификации имеется только один диск. Также надо отметить, что упоры выполнены с небольшими стойками. Специалисты говорят о том, что сальник работает от шестерни. Непосредственно соединение с валом осуществляется при помощи штока. В верхней части механизма располагается переходник. Втулки у модификации применяются немалой ширины. При необходимости их можно прочищать. Для этого верхнюю крышку снимать не требуется.
Замена уплотнителя
Уплотнитель в коробке передач поменять довольно просто. Для этого рекомендуется в первую очередь снять картер. Верхняя крышка фиксируется на винтах. Упоры в механизме снимаются по порядку. Также надо отметить, что уплотнитель находится под камерой. Шестерни надо снимать при помощи ключа. Сальник в данном случае не нужен. В нижней части редуктора также имеется уплотнитель. Он фиксируется на крыше блока. Если рассматривать центральный упор, то он выполнен Г-образной формы. С вторичным валом он не соприкасается.
Осмотр седла
Коробка передач МТЗ-82 делается с седлом, которое находится в центральной части блока. Непосредственно зажим располагается под стаканом. Специалисты говорят о том, что механизм очень просто разобрать. Чтобы отсоединить седло, потребуется только один ключ. Крышка седла фиксируется на зажиме. Эксперты указывают на то, что стаканы снимаются довольно просто. При этом зажимные втулки можно не трогать. В верхней части седла располагается вторичный винт. Он является крепежом вала. Чтобы отсоединить шестерню передачи, придется немного подбить молотком стойку. Если сильно шумит коробка передач МТЗ-82, ремонт устройства надо начинать с осмотра блока седла.
Ремонт плунжера
Плунжер в данной коробке передач часто ломается из-за вылетающей опоры. Для того чтобы исправить эту ситуацию, надо сразу осмотреть стойку. Для этого снимается крышка и аккуратно вынимается подкладка. Вторичный вал в данном случае не надо снимать. Если опора находится под углом, значит, защитный штифт отклонился в сторону. Это очень просто исправить. В верхней части блока имеется небольшой фиксатор, и у него есть винт. Блок редуктора необходимо свинтить. Опора регулируется при помощи винта.
Замена кольца
Коробка передач МТЗ-82 не смогла бы работать без кольца, которое находится под стаканом. При больших нагрузках оно может деформироваться. В результате центральный шток запирается. В итоге коробка передач находится в нерабочем состоянии. Как правильно достать кольцо? Сделать это довольно просто. В первую очередь, надо снять защитный редуктор и осмотреть коробку.
Иногда там могут находиться посторонние предмеры. Как правило, речь идет о свинтившихся винтах. Они часто блокируют работу стакана и трутся об кольцо. Втулка возле механизма снимается при помощи ключа. Стакан необходимо подбивать молотком в сторону редуктора. Кольцо снимается довольно просто. После его замены придется заново установить винт и надежно зажать коробку.
Осмотр шестерни второй передачи
Коробка передач МТЗ-82 работает с шестерней второй скорости, а фиксируется она над центральным валом. Диск находится за втулкой. Фиксация детали осуществляется на короткой стойке. Как снять шестерню второй передачи? Сделать это можно, только предварительно зафиксировав коробку передач.
После этого отдвигается крышка и отвинчивается винт. Далее потребуется снять крышку и осмотреть состояние пластины. В данном случае верхнюю пластину не стоит трогать. Шестерню необходимо аккуратно подбивать молотком в сторону редуктора. Далее появится возможность отсоединить зажимной шток. После этого останется только снять шестерню. Чтобы поставить ее на прежнее место, придется попросить помощи у товарища. Установить деталь самостоятельно проблематично. В данном случае важно придерживать боковую втулку.
Ремонт переходника
Коробка передач МТЗ-82 имеет переходник, который находится в нижней части сальника. Порой он загрязняется или летает. С этой целью необходимо заготовить в первую очередь набор ключей. Дополнительно потребуется зажим и молоток. Сначала надо просто отсоединить крышку и затем высунуть прокладку. Вал сальника в данном случае трогать не нужно.
Большинство специалистов говорят, что переходник надо снимать со сторон пластины. На этом этапе важно следить за положением шестеренки. В коробке передач они фиксируется на упоре. Далее придется осмотреть нижнюю часть переходника. Если проблема заключается в загрязнении, то пыль можно удалить при помощи тряпки. При замене переходника важно обращать внимание на диаметр механизма крепления.