Сельскохозяйственные работы являются очень трудоемкими и энергозатратными. Для получения желаемого урожая фермеры вынуждены прикладывать просто колоссальные усилия. Поэтому речь о механизации работ на полях в наши дни стоит особо остро. Одним из верных помощников в решении многих вопросов современного землепашца является трактор «Беларус-1221». О нем и поговорим подробнее в данной статье.
Назначение
Сельскохозяйственная машина «Беларус-1221» относится ко второму тяговому классу и входит в число универсальных агрегатов, предназначенных для совместной работы с различным прицепным, навесным гидравлическим и полуприцепным оборудованием. Именно возможность применения сменных деталей и узлов позволяет активно использовать трактор на сельских угодьях, при строительстве разнообразных объектов, в сфере коммунального обслуживания, при транспортных операциях и даже на промышленных объектах. Отзывы свидетельствуют, что «Беларус-1221» способен работать на любых видах почв и в разных климатических регионах.
Положительные качества машины
Отдельного внимания заслуживают такие достоинства трактора, как:
- Простота конструкции.
- Отменная производительность.
- Высокая надежность.
- Унифицированность деталей.
- Невысокая стоимость запасных частей.
- Экономный расход топлива и смазки.
- Возможность проведения быстрой диагностики поломки и малое время ее устранения.
- Безопасное использование в диапазоне температур окружающей среды от -40 до +40 градусов по Цельсию.
Место производства
«Беларус-1221» начал сходить с конвейера в 1979 году на заводе в Минске. Однако сейчас предприятие активно развивается и открыло несколько производственных цехов в таких российских городах, как Смоленск, Саранск, Елабуга.
Классификация
«Беларус-1221» параллельно со своим стандартным исполнением имеет еще две модификации:
- МТЗ 1221Л – специально созданная модель для лесной промышленности. Скрупулезно доработанные и модернизированные вспомогательные элементы дают возможность этому трактору осуществлять сбор хлыстов, посадку леса, погрузку, транспортировку и трелевку лесоматериалов.
- МТЗ 1221В.2 отличается от стандартной модели наличием реверсивного поста управления.
Технические показатели
Трактор «Беларус-1221», технические характеристики которого приведены ниже, отличается очень простой и интуитивно понятной эксплуатацией. Итак, в числе основных параметров значатся:
- Конструкционная масса – 5783 кг.
- Эксплуатационная масса – 6273 кг.
- Показатель максимально допустимой массы – 8000 кг.
- Габариты – 5220 x 2300 x 2850 мм.
- Просвет между машиной и дорожным покрытием – 480 мм.
- Шины передних колес –б420/70R24.
- Шины задних колес – 18,4R38.
- Топливный бак имеет емкость 170 л.
- Транспортная скорость перемещения – 35 км/ч.
- Рабочая скорость перемещения – 15 км/ч.
- Тормозная система – дисковая, функционирующая в масле.
- Гидравлическая система содержит шестеренный насос с рабочим объемом 32 см куб./об.
- Ёмкость гидросистемы – 25 л.
- Колёсная формула – 4К4.
Силовая часть трактора
Сцепление «Беларус-1221» выполнено фрикционным, сухим, двухдисковым, постоянно замкнутое. Что касается коробки передач машины, то она ступенчатого типа, с возможностью переключения четырех передач, расположенных внутри нее. Имеется два диапазона заднего и четыре диапазона переднего хода. Процесс регулировки скоростей оптимизирует синхронизатор.
Передний ведущий мост выполнен с самоблокирующимся дифференциалом высокого трения. Конструкция моста – портального типа, в наличии планетарно-конические передачи. Привод моста встроен в коробку передач и имеет вид цилиндрического редуктора и фрикционной гидроуправляемой муфты, соединенной с карданным валом.
Управляющий кран передним мостом работает в трех режимах и активизирует привод моста вручную и автоматически. Также кран отключает мост и может включить его даже при включённых тормозах.
Мотор и электрическое оборудование
Двигатель «Беларус-1221» представляет собой шестицилиндровый четырёхтактный дизельный агрегат рядного типа Д-260.2 с турбонаддувом. Этот мотор характеризуется крайне низким расходом топлива и масла и полностью соответствует всем современным требованиям по количеству выбросов вредных веществ в окружающую атмосферу.
Мотор превосходно зарекомендовал себя во время работы как с отечественными материалами, так и с заграничными. Также двигатель наделен колоссальным запасом крутящего момента. Можно смело сказать, что по своим параметрам двигатель трактора может уверенно конкурировать с самыми лучшими импортными аналогами.
Номинальная мощность Д-260.2 составляет 95,6 кВт или же 130 лошадиных сил. Диаметры установленных в моторе цилиндров – 110 мм. Также двигатель оснащен центробежным одноступенчатым компрессором.
Бортовая электрическая сеть имеет номинальное напряжение 12 В. Система запуска работает с напряжением 24 В. Генератор выдает мощность 1000 Вт при напряжении 14 В.
Трансмиссия
Имеет некоторые отличия от других тракторов. В частности, в ее составе числятся:
- Усиленная муфта с жестким корпусом и парой дисков.
- Задний мост с планетарными редукторами колес.
- Двухскоростной задний вал, оснащенный синхронным независимым приводом.
- Передний мост оснащён ведущими колесами с широким профилем, что позволяет увеличить грузоподъемность моста и значительно расширяет возможности применения трактора «Беларус-1221» в народном хозяйстве.
Гидронавесная система
Именно она осуществляет управление машиной с сельхозорудиями навесного, полунавесного и прицепного типа. В целом же трактор оборудуется гидросистемой одного из видов:
- С одним горизонтально расположенным автономным силовым цилиндром.
- С парой встроенных в гидравлический подъемник силовых цилиндров, которые обеспечивают регулировку перемещения рабочего органа.
Также трактор оборудован тремя парами свободных отводов, которые предназначены для технического обслуживания гидрофицированных технических устройств при помощи особо прочных рукавов высокого давления. Кроме этого, при необходимости можно совершить отбор рабочей жидкости для последующего обеспечения нормального функционирования гидравлических моторов, подсоединенных к трактору других машин или агрегатов.
Кабина
Рабочее место водителя отличается безопасностью. Каркас самой кабины выполнен из жестких, выгнутых фасонных профилей, в которые вставлены тонированные сферические стекла. В крыше кабины находится аварийный люк и вентиляционно-обогревательная система, система управления некоторыми электроприборами сигнализации и освещения. Применение специальных звукопоглощающих мастик и обивки позволяет гарантировать обеспечение требуемого уровня звукоизоляции и влагоизоляции.
В заключение хотелось бы отметить, что трактор «Беларус-1221», цена которого может колебаться от 5-6 до 20-25 тысяч американских долларов, по словам его владельцев, полностью оправдывает вложенные в его покупку средства и способен безотказно прослужить долгие годы, снижая тем самым в некоторой степени себестоимость выращиваемой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, двигатель этого трактора работает в наименее форсированном режиме, что, безусловно, в значительной мере способствует увеличению ресурса работы. Этот момент отмечают многие владельцы данной машины. Самым же быстроизнашивающимся узлом в тракторе являются подшипниковые опоры коробки передач. Этот недостаток также не остался без внимания.