Гарантом безопасности России и обеспечения соблюдения её интересов в регионе Каспийского моря является Каспийская флотилия. Состав этого объединения ВМФ постоянно обновляется. Это является залогом боеспособности флота и его соответствия современным стандартам. Состав Каспийской флотилии, а также краткая её история станут предметом нашего изучения.
Русские на Каспийском море
Для того чтобы понять, как формировался состав Каспийской флотилии, нужно углубиться в историю.
Наши предки появились на Каспийском море (тогда оно называлось Хвалынским) ещё в эпоху Древнерусского государства. Тогда русы совершали знаменитые Каспийские походы, которые должны были утвердить их влияние в регионе и принести хороший доход от захвата городов. Известны походы 910, 914, 987 и 1030–1032 годов. Но самым знаменитым стал поход 943 года, в ходе которого был захвачен город Бердаа. Существуют данные и о походе 1174 года уже на закате Киевской Руси, но чаще всего реальность его ставится под сомнение.
Но затем Русь распалась, начался период тяжелого монголо-татарского ига. Возобновить борьбу в акватории Каспийского моря русское государство смогло только после объединения земель вокруг Москвы. В 1466 году через это море совершил свое знаменитое путешествие в Индию Афанасий Никитин.
По-настоящему государи стали задумываться о создании флота на этом море после завоевания Иваном Грозным Астраханского ханства, вследствие чего Русская держава вышла на берега Каспия.
Первые попытки создания флота
Первая попытка создания Каспийского флота была предпринята лишь в 1634 году. До этого за каспийскими границами Русского государства следили в основном казаки. Именно тогда представители одного из мелких германских государств предложили русскому царю построить корабли для рейсов по Каспию в Персию. Состав Каспийской флотилии должен был насчитывать 10 судов. Построен был лишь один корабль – «Фредерик», да и тот вскоре сел на мель. От постройки остальных судов отказались.
В 1668 году были построены первый парусный российский корабль «Орел», бот, яхта, а также две шлюпки. С них должна была начать формироваться Каспийская флотилия. Состав этого флота был полностью сожжен во время бунта Степана Разина в Астрахани в 1670 году.
Создание Каспийской флотилии при Петре I
При Петре I Русское государство значительно окрепло, превратилось в империю и стало проявлять попытки внешней экспансии, в том числе и в каспийском направлении. В этом регионе главным соперником России выступала Персия. Поэтому вопрос постройки собственного флота на Каспийском море стал как никогда до этого актуальным.
В 1704 году в Казани было учреждено адмиралтейство и начато строительство кораблей. Корабельный состав Каспийской флотилии должен был насчитывать 45 ластовых кораблей и 200 лодок для передвижения по рекам.
Согласно указу Петра I, окончательно Каспийская флотилия была образована в сентябре 1722 года. Она успешно участвовала в Русско-Персидской войне 1722-1723 годов. К завершению этой кампании состав Каспийской флотилии насчитывал 80 крупных судов.
Дальнейшее развитие флотилии
С этих пор отсчитывается история Каспийской флотилии. Она непрерывно развивалась и совершенствовалась.
В 1781 году была направлена в Астрабадский залив для войны с Персией Каспийская флотилия. Состав кораблей был следующий: 20 фрегатов с пушками, два бота и одно бомбардирское судно. Флотилия принимала активное участие и в более поздних войнах против Персии, например, в 1813 году. Согласно мирному договору, заключенному по результатам данной войны, Российская империя стала единственным государством, которое имело право содержать на Каспии собственный флот.
В 1818 году состав Каспийской флотилии России пополнился новыми судами. Ими стала целая серия трехмачтовых корветов, каждый из которых был оборудован шестнадцатью пушками. Самый известный корабль из этой серии – «Казань».
В 1867 году Каспийский флот был перебазирован из Астрахани на юг в город Баку.
На протяжении всего XIX века состав кораблей Каспийской флотилии России менялся, но за этот период были поставлены следующие суда:
- 16 корветов, оборудованных пушками;
- 4 люгера;
- 13 шхун;
- 3 бомбардирских корабля;
- 22 парохода;
- 2 тендера;
- 18 бригов;
- 26 транспортных судов.
Кроме того, были поставлены и плавательные средства более малого размера.
В начале XX века морально и физически довольно сильно устарела Каспийская флотилия. Состав кораблей был следующий: 4 парохода, 2 канонерки, 3 плавучих маяка, одна парусная морская баржа и 2 баркаса. Дабы сократить техническое отставание от потенциальных противников, коими могли быть Великобритания или Германия, в 1910 году специально для флотилии построили две канонерки – «Ардаган» и «Карс».
Во время I мировой войны Каспийский флот не принимал активного участия в боевых действиях против противника.
Численность флота во время Гражданской войны
Во время Гражданской войны Каспийская флотилия изначально входила в состав армии Белого движения. В 1919 году корабли перекрывали устье Волги, дабы не дать Красной армии пройти в Каспийское море. С данной задачей флот справлялся довольно успешно, делая Каспий закрытым для «красных» водным пространством.
Боевой состав Каспийской флотилии в это время насчитывал 7 канонерок, 9 крейсеров, а также 10 гидросамолетов.
Но в 1920 году РККА удалось занять основные порты базирования флота – Красноводск и Гурьев. Поэтому флот был переведен в Баку. В конце концов, часть его была передана правительству Азербайджана, часть перешла на сторону Красной армии, а остальные корабли были интернированы Великобританией, а затем отбиты Советской Россией.
Советский период
В 1931 году Советским Союзом была создана Каспийская военная флотилия. Её задачей было устранение угрозы для СССР с юга. Состав Каспийской военной флотилии формировался из кораблей союзных республик. В частности, в неё вошли ранее упоминаемые канонерки «Ардаган» и «Карс», которые, являясь остатком флота Белой армии, вошли в состав азербайджанской флотилии. Только теперь эти корабли получили новые имена – «Троцкий» и «Ленин».
Во время II мировой войны Каспийская военная флотилия участвовала в высадке десанта в Иране. После она контролировала ряд портовых городов Ирана, вела противоминную работу, обеспечивала поставки из США по ленд-лизу, принимала участие в Сталинградской битве. По окончании войны её заслуги были отмечены орденом Красного Знамени.
После войны до самого развала Советского Союза Каспийская военная флотилия не являлась особо важной стратегической единицей, но тем не менее представляла собой стабилизирующий фактор в регионе. Кроме того, тут проводились испытания новых типов вооружения.
Каспийская флотилия Российской Федерации
После того как СССР канул в лету, стал вопрос о том, что же делать с общесоюзной Каспийской военной флотилией. Она была разделена между бывшими республиками, имеющими выход к Каспию: Российской Федерацией. Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Российская часть кораблей была переправлена из Баку в Астрахань и Махачкалу. Именно Астрахань стала центральной точкой дислокации новой флотилии.
Если ранее Каспийское море было практически закрытым, не считая южного иранского участка, то теперь в регионе появилось множество государств, а значит, задачи, которые ставились перед флотом, были усложнены.
Материальный состав Каспийского флота постепенно обновлялся. Особенно интенсивно процесс обновления стал вестись во втором десятилетии XXI века.
В 2010 году каспийская флотилия на основании нового деления России на военные округа была включена в состав Южного округа.
Осенью 2015 года флотилия приняла участие в первой за много десятилетий военной операции. Это была операция в Сирии против «Исламского государства». Позиции террористов были точно поражены ракетами флота.
Обновление флота
Как же обновлялась Каспийская флотилия РФ? Состав флота активно стал пополняться кораблями.
В 2011 году в состав флота был включен малый артиллерийский корабль «Волгодонск». Через два года добавились малые ракетные корабли «Град Свияжск» и «Углич». Планировавшийся к переводу в 2012 году в состав Каспийского флота сторожевой корабль «Дагестан» был поврежден и переведен чуть позже. Сейчас он находится в распоряжении флота и готов к выполнению задач.
В 2014 году к флотилии присоединилась целая серия малых ракетных кораблей «Буян». Изначально планировалось ввести большее число судов, но из-за санкций западных государств некоторые материалы и компоненты, которые требуются для постройки кораблей, купить не удалось, поэтому сроки окончания строительства отодвинуты на более поздние даты.
Обновление состава кораблей Каспийской флотилии в 2010-х годах прошло, в целом, успешно. На данный момент флот состоит на более чем 85% из новых судов. Это позволяет говорить о том, что он соответствует основным требованиям и стандартам современности.
Современный состав Каспийской флотилии
Давайте подробно рассмотрим, из каких кораблей составлена Каспийская военная флотилия России. Состав её представлен чуть ниже.
Флот на Каспии состоит из двух сторожевых кораблей, восьми малых боевых кораблей, шести боевых катеров, восьми десантных катеров и семи тральщиков. Всего 31 единица водной техники.
Сторожевые корабли
Каспийская флотилия имеет в своем составе два сторожевых корабля – «Татарстан» и «Дагестан». Оба они изготовлены на Зеленодольском заводе. Только датой ввода в эксплуатацию первого из них - 2003 год, а второго – 2012 год.
Кроме того, корабль «Татарстан» является флагманским судном всей Каспийской флотилии.
Малые боевые корабли
Каспийский флот в своем составе имеет 8 единиц малых боевых кораблей. Самый старший по возрасту – ракетный катер Р-101 «Ступинец» 1985 года выпуска. Затем по старшинству следует малый артиллерийский корабль МАК-160 1988 года выпуска.
В рамках проекта «Буян» были выпущены малые артиллерийские корабли «Астрахань», «Волгодонск» и самый новый из них - «Махачкала». Суда были введены в эксплуатацию, соответственно, в 2006, 2011 и в 2012 годах.
В 2014 году в рамках проекта «Буян-М» были введены в эксплуатацию малые ракетные корабли «Великий Устюг», «Углич» и «Град Свияжск».
Боевые катера
В настоящее время Каспийская флотилия насчитывает шесть боевых катеров. Четыре из них очень старые. Это артиллерийские катера проекта «Шмель»: АК-223 (1969 г.), АК-248 (1971 г.), АК-201 (1972 г.), АК-209 (1972 г.). Более новым является артиллерийский катер АК-326, введенный в эксплуатацию в 1989 году.
Самое новое судно из кораблей данного класса – противодиверсионный катер П-351. Он был введен в эксплуатацию в 2013 году.
Десантные катера
В распоряжении Каспийского флота имеется восемь десантных катеров. Тут представлены только сравнительно новые модели. К этому типу судов относится десантный катер проекта «Акула» Д-185 (2000 г. выпуска) и десантный катер проекта «Дюгонь» Д-105 «Атаман Платов» (2009 г. выпуска).
Особняком стоит серия десантных катеров «Серна». К ней относятся Д-156 (1999 г. выпуска), Д-131 (2002 г. выпуска), Д-172 (2005 г. выпуска), Д-56 (2008 г. выпуска), Д-809 (2013 г. выпуска) и Д-810 (2013 г. выпуска).
Тральщики
В составе Каспийской флотилии находятся семь тральщиков. Их главная задача – поиск и уничтожение мин. Последнее обновление кораблей данного типа происходило ещё в далеком 1997 году. Не в последнюю очередь это связанно с тем, что в настоящее время минной опасности на Каспийском море нет. Но все-таки в перспективе и эти суда подлежат замене на более современные, так как случиться может всякое, и в этом случае подобная подстраховка придется как нельзя кстати.
В состав флотилии входят рейдовые тральщики РТ-59 (1979 г. в.), РТ-181 (1980 г. в.), РТ-71 (1981 г. в.), РТ-233 (1994 г. в.), РТ-234 (1996 г. в.), а также базовые тральщики БТ-244 «Герман Угрюмов» (1988 г. в.) и БТ-116 «Магомед Гаджиев» (1997 г. в.).
Общая характеристика Каспийского флота
Как можно судить из официальных данных, на данный момент Каспийский флот Российской Федерации укомплектован достаточно хорошо. На 85% он состоит из современных судов, которые готовы решать поставленные задачи. В ближайшее время его планируется доукомплектовать ещё рядом новых моделей кораблей и катеров.
Мощь Каспийского флота является достаточным гарантом безопасности российских границ со стороны Каспия от внешнего вторжения, а также залогом стабильности ситуации в прикаспийском регионе. Более того, корабли флота способны решать даже внешние задачи, как это было во время операции в Сирии.
В целом состояние Каспийской флотилии внушает оптимизм, и позволяет надеяться, что в будущем она будет только усиливаться новыми современными единицами военно-морской техники.