Кто не знает Крылова И.А.? Этого автора знают все – от мала до велика. В нашем сознании он слился со своими баснями – поэтическими уроками мудрости. Об одной из таких премудростей – «У сильного всегда бессильный виноват», иначе «Волк и Ягнёнок», и пойдёт речь в данной статье.
Басни Крылова
Что такое басня? Она является одним из жанров литературы, пришедших к нам из Древней Греции. Басня может быть написана как в стихотворной форме, так и в прозе, но всегда выдержана в сатирическо-нравоучительном ключе. Главными персонажами, как правило, выступают животные, реже – растения и вещи. Одна из главных черт – мораль, нравоучительный вывод.
Всем знакома фраза, которую подарил миру Крылов – «У сильного всегда бессильный виноват». Своим творчеством писатель ознаменовал пик развития этого жанра в России. По своей структуре басни разнообразны, но чаще всего выстроены в форме диалога. Автор говорит своим собственным языком, а герои – ярким, живым, больше напоминающим непринужденную беседу. При этом баснописец всегда себя располагает рядом с персонажами, но не над нами. Поэтому его мораль – неотъемлемая составляющая жанра, не осуждает ни одного из героев, но выносит на суд читателя трезвое суждение о сути проблемы.
Мораль
«Волк и Ягнёнок» – редкая по своему построению басня, первая строчка в которой и есть поучительный, моральный вывод – у сильного всегда бессильный виноват. Таким образом, автор с самого начала хочет настроить читателя на нужный лад и вместе с тем представить себя в роли рассказчика, стоящего не над событиями, а наблюдающего за происходящим изнутри. Крылов не являлся составителем моральных законов, он писал историю. На суд читателя автор лишь вынес тему – «У сильного всегда бессильный виноват», а там – решайте сами, кому вы искренне сочувствуете, а кого неприкрыто осуждаете.
Главные герои
Далее идёт знакомство с двумя главными героями – Волком и Ягнёнком. На первый взгляд их отношения самые что ни на есть естественные. Первый – хищник, рыскает голодный. Второй – лакомый трофей. Их встреча в лесу, с одной стороны, случайна, а с другой – закономерна, поскольку прописана законами природы. Раз уж Волк оказывается недалеко от водопоя, то Ягнёнку не избежать расправы.
Но едва только между ними завязывается беседа, становится очевидным, что их природное противостояние – это лишь верхушка айсберга. Под толщею тёмной воды скрывается иное, более глубокое противоречие. Волку маловато будет просто проглотить Ягнёнка. Он желает по волчьему закону беззаконности придать более приглядный вид, узаконить свою кровожадность и насладиться властью, данной ему Природой: «Но, делу дать хотя законный вид и толк, кричит:…» Именно глагол «кричит» выдаёт в нём не просто хищника, а некое наделенное большой властью лицо. И с этого момента между собеседниками устанавливается иная дистанция – нравственная пропасть.
В адрес Ягнёнка одно за другим сыплются обвинения. Они – только лишь предлог, который скрывает истинные намерения Волка. Ягнёнок же принимает их за чистую монету и достаточно складно и ловко опровергает. Но чем искуснее его оправдания, тем больше злость Волка, и тем быстрее приближается трагическая развязка. Диалог выходит нестройным. Но как раз в этой нестройности и проявляется сатирический тон повествования.
Заключение
«У сильного всегда бессильный виноват» – закон вечного противостояния и одновременно единства двух противоположностей. Волк – внешняя сила, неограниченная власть, беззаконие, вседозволенность, цинизм. Ягнёнок же – нравственность, но физическая слабость.
Они находятся в нескончаемом противоборстве и вместе с тем не могут жить один без другого, так как одинаково важны. Таким образом, «Волк и Ягнёнок», или «У сильного всегда бессильный виноват», – басня, редкая по своему построению.