Швейцария уникальна не только своими горами, сырами и банками, но и устройством государства. 26 кантонов образуют конфедерацию, каждый со своей историей, культурой и особенностями. Чем же так примечательны швейцарские кантоны? Предлагаем разобраться вместе.
Происхождение названия и понятия «кантон»
Впервые термин «кантон» был упомянут в 1475 году в связи с территориально-административными единицами Швейцарии . В дальнейшем это название закрепилось за 26 субъектами Швейцарской Конфедерации (нем. «Kantone» или «Stände», фр. «cantons», итал. «cantoni», ретороман. «chantuns»).
На основных языках страны это понятие звучит так:
- по-немецки: die Kantone
- по-французски: les cantons
- по-итальянски: i cantoni
- на ретороманском: ils chantuns
Статус и полномочия кантонов
Согласно Конституции Швейцарии, кантоны являются суверенными государственными образованиями. Их суверенитет ограничен лишь основным законом страны. Они обладают широкими полномочиями в сфере налогообложения, образования, организации органов власти и других областях.
У каждого кантона есть своя Конституция и законы, которые должны быть одобрены федеральным парламентом. Также в ведении кантонов находятся вопросы здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды.
Кантоны сохраняют за собой значительный объем компетенции. Их суверенитет ограничен лишь Конституцией Швейцарии.
Ранее проводилось различие между «полукантонами» и остальными. К «полукантонам» относили Аппенцель-Ауссерроден, Аппенцель-Иннерроден, Базель-Ланд, Базель-Штадт, Нидвальден и Обвальден. Однако после принятия новой Конституции в 1999 году это деление утратило актуальность.
Представительство кантонов в федеральных органах власти
Хотя кантоны формально равноправны, на практике они обладают разным политическим и экономическим влиянием. Это проявляется, в частности, в представительстве в парламенте.
Число мест в Национальном совете для кантона зависит от численности его населения. Например, Цюрих посылает туда 35 депутатов, а Гларус — только одного.
В то же время в Совете кантонов все регионы (за исключением «полукантонов») имеют равное представительство в 2 человека. Это позволяет поддерживать баланс интересов больших и малых кантонов.
Хотя нет закрепленного права кантона на место в Федеральном совете (правительстве), на практике там постоянно есть представители Цюриха и Берна. При этом они должны отстаивать интересы всей страны.
Различия между кантонами
Несмотря на общую принадлежность к Швейцарской Конфедерации, между отдельными кантонами существуют значительные различия.
Так, самый большой по площади кантон - это Граубюнден (7105 км2), а самый маленький - Базель-Город (всего 37 км2).
Если брать численность населения, то здесь лидирует Цюрих (1,5 млн жителей), а меньше всего людей проживает в Аппенцелле-Внутреннем (около 16 тыс.).
Между швейцарскими кантонами издавна существует здоровая конкуренция. Жители каждого региона стремятся превзойти своих сограждан в определенной сфере, что в итоге выгодно для всей страны.
Например, производители сыра в Эмментале и Фрибуре соревновались в его качестве. В результате на свет появились шедевры вроде Грюйер и Эмменталь, которыми сегодня славится вся Швейцария.
В «вечном соперничестве» кантонов кроется один из секретов успеха Швейцарии.
Исторический экскурс: изменение числа и состава кантонов
Изначально в 1291 году Швейцарскую Конфедерацию образовали 3 кантона - Ури, Швиц и Унтервальден. Последним в ее состав в 1979 году вошел Юра, отделившись от кантона Берн.
Однако на протяжении истории число и границы кантонов неоднократно менялись. Так, во времена Гельветической республики (марионеточного государства Наполеона в 1798-1803 гг.) произошло резкое укрупнение кантонов. Были образованы такие субъекты, как Линт, Уцнах, Баден, которых больше нет на политической карте Швейцарии.
В 1919 году к Швейцарии хотел присоединиться австрийский Форальберг. Подавляющее большинство его жителей (80%) проголосовало за вхождение в состав Конфедерации в качестве нового кантона. Однако из-за опасений нарушить политический и языковой баланс страны это не было реализовано.
Современные дискуссии о расширении
В 2010 году в швейцарских политических кругах вновь зашла речь о возможности появления новых кантонов. Депутат Доминик Баттиг предложил разработать процедуру для добровольного вступления в Конфедерацию заинтересованных территорий.
Однако Федеральный совет не стал заниматься этим вопросом, мотивировав тем, что такие шаги могут рассматриваться соседними государствами как провокация.
Таким образом, официальных планов по расширению числа швейцарских кантонов в настоящее время нет. Хотя дискуссии на эту тему периодически возобновляются.
Административное устройство кантона
Каждый из 26 кантонов Швейцарии имеет свои органы власти и управления. У большинства из них есть однопалатный парламент (кантональный совет) численностью от 49 до 180 депутатов.
Исполнительную власть осуществляет правительство кантона в составе 5 или 7 человек во главе с президентом. Также в кантонах действует двухуровневая судебная система с местными судами и высшим судом кантона.
Исключением является прямая демократия в Аппенцелле-Внутреннем и Гларусе. Там роль законодательного органа выполняют народные собрания.
Языки и диалекты
Хотя немецкоязычные кантоны часто объединяют понятием «немецкая Швейцария» (Deutschschweiz), в разных регионах бытуют свои диалекты, иногда сильно отличающиеся друг от друга. Например, в Цюрихе говорят на цюрихском диалекте, в Берне - на бернском и т.д.
Что касается франкоязычных территорий (Романдия), то здесь также есть своя специфика в языке. К примеру, в Женеве и Во прослеживается влияние французского, а в Вале - немецкого языка. Таким образом, при общем единстве Конфедерации кантоны сохраняют и развивают собственные языковые традиции.