С давних времен ковры, изготовленные вручную, в туркменском быту имели огромное значение. Эти изделия «участвовали» в молитвах, придавали торжественности семейным сборищам, заменяли комоды. Ковры туркменские использовались для утепления жилища, одновременно являясь их украшением.
Народное достояние
В Туркменистане эти предметы являются поистине национальным достоянием. Туркменские ковры ручной работы – незаменимая часть духовной и материальной составляющей культуры. Элементы, используемые в создании ковров, повторяются и в национальной символике. При создании архитектурных шедевров страны были задействованы аналогичные приемы.
Ковры туркменские – воплощение души, культуры и искусства народа. Именно потому нация придает такое значение этим изделиям. Орнамент ковров способен поведать не только о том, в каком регионе он был создан, но и то, каким конкретно мастером произведен. Непосвященным же ковер расскажет об обычаях, символике народа, об обитателях края и природе Туркменистана. Любой ковер, где бы он ни был произведен, имеет свою "душу", его "лицо" отличается от других подобных.
Даже сегодня качественный ковер дополняет дизайн дома, придавая уют. Качество изделия говорит о достатке семьи. Теплоизоляционные свойства позволяют экономить на обогреве.
Создают ковры во многих странах, но Туркменистан стал одной из немногих, где этот промысел прославился на весь мир. Туркменский ковер, цена которого достаточно высока (около 100 тыс. руб.), является международным брендом. Покупатели пребывают в восторге от товаров, а на различных выставках они занимают призовые места.
История
Принято считать, что орнаменты ковров полностью повторяют узоры на керамике, датированной 4 тысячелетием до нашей эры. Самый древний ковер, сохранившийся до настоящего времени, был изготовлен в 5 веке до н. э. Ученые установили его принадлежность к пазырской культуре. В более позднее время эти изделия были вывезены в другие страны, где получили название парфянских, бухарских и персидских.
В древности ковры туркменские производились для разнообразных бытовых нужд. Их использовали в качестве утеплителей юрт, дверных завес, мешков.
Первые ковры изготавливали из чистой шерсти, они были украшены геометрическим орнаментом, который в разных племенах несколько различался. Хороший ковер был символом достатка и власти.
Туркменские ковры ручной работы, цена на которые была невероятно высокой, очень ценились, в том числе императорами. Позднее появились письменные свидетельства востребованности изделий. Первое такое упоминание датировано 900-ми годами. Всемирно известный путешественник Марко Поло восторгался коврами, упоминая, что тоньше и красивее их сложно найти.
В 19-м веке ковры туркменские стали доставляться на выставки в США, России и европейских стран. Знатоки современного искусства ценят эти образцы.
С давних пор слава о туркменских коврах ходит по миру, где они ценятся до сегодняшних дней.
Виды
Во многих странах эти изделия известны под названием бухарских. Происходит это по той причине, что они изначально распространялись на базарах Бухары.
Полотна, изготовленные на огромной территории, где жили туркмены, относят к туркменским коврам. Эта территория состоит из Туркменистана, Белуджистана, Узбекистана, Афганистана. В наши дни к этой группе относят изделия текке, текин, салор, йомут и прочие.
- Текке. Это название образовано от одной из народностей – текке. Туркменский текинский ковер характеризуется общей деталью – гелем, поделенным на четыре части.
- Йомут. Эту группу ковров изготавливают в племени с этим названием. В этой группе допустимо большое количество различных орнаментов и стилей. Один из типов – диагональные ряды из разноцветных восьмиугольников. На бордюре изображаются защелки и крючки. На второй разновидности восьмиугольники расположены по вертикали, в них вписаны животные с двумя головами.
- Салор. Изготовлены племенем салоров. Эта народность самая древняя в Туркменистане. Данный стиль характеризуется делением медальона на 4 части. Фигурки животных находятся на каждом участке медальона.
- Эрсари. Как нетрудно понять, производит их племя эрсари. Собственного узора эта народность не создала, поэтому медальоны на их коврах не встречаются. Орнамент состоит из растительных и фигурных элементов, взятых из других культур.
Кроме традиционных тут можно найти изделия с портретами или разнообразными сюжетами. Для молитв создаются специальные коврики.
Материалы
Преимущественно для изготовления ковров используют руно самых лучших овец. Качество шерсти выясняют по ее цвету, однородности, что важно для правильного окрашивания. Иногда в качестве основы используют шелк или хлопок.
Плетение
Чаще всего применяют асимметричный персидский узел, однако некоторые народы пользуются турецким симметричным узлом. От прочих полотен туркменские ковры отличает повторяющийся узор и полосы стилизованных рисунков по торцевым сторонам.
Цвета
В производстве большей части ковров используются бордовые нити, из которых состоит фон. В оформлении орнамента предпочтительны черные, оранжевые, зеленые и синие тона. При помощи черных нитей, являющихся символом стихии воды, обрамляются орнаменты.
Красители
До 19-го века применяли строго натуральные красители, однако в прошлом столетии их вытеснили более дешевые химические. При всей их популярности это привело к ухудшению качества ковров. Впрочем, прогресс технологий дал возможность получить современные красители, максимально приближенные к природным. В настоящее время чаще всего используют химические красители.
Орнаменты
Искусствоведы уверены, что орнамент ковров хранит всю историю нации. Любой символ имеет свое значение, а гель – букет символов. Любая отдельная группа народов разработала собственный гель.
Туркменские ковры ручной работы до сих пор хранят следы истории и религиозных течений, существующих на территории страны.
Народ Туркменистана занимается ковроткачеством не одно тысячелетие, что не могло не наложить отпечаток на характер его представителей. Производство одного ковра занимает много времени, требует большого внимания и терпения. Несмотря на достаточно однообразный внешний вид, требуется сосредоточенность и отличная память для их изготовления. Даже религиозные деятели ткали ковры, поскольку этот процесс обучал терпению и закалял дух, что и необходимо для загробной жизни.
Каждое изделие создается путем вложения неимоверного труда. Колоссальное трудолюбие народа обеспечивает стране золотой век. Исследователи Востока говорят, что ежедневно необходимо несколько десятков тысяч раз провести тяжелым гребнем из железа, приводя в порядок шерсть и нитки. Такая работа под силу не каждому силачу, а в Туркменистане это удел женщин. Кроме труда в ковры женщины вкладывают максимум чувства, надежд, идей. Если перевести количество энергии, затраченное на создание ковра, в единицы, то получается, что каждое изделие создано энергией трехсот лошадей. Столько энергии требуется для того, чтобы освещать некрупный городок 8 часов.
Отзывы
Несмотря на то что сегодня потребители стараются избегать размещения в своих домах ковров, именно туркменский ковер ручной работы остается символом уюта, достатка и хорошего вкуса. Несмотря на стоимость ковров, и в наши дни у них имеется огромное количество поклонников. Эти люди восторгаются необыкновенными узорами и превосходным качеством изделий. Они готовы платить большие деньги за уникальные творения человеческих рук. Согласно отзывам, эти изделия практичны, красивы и имеют высокую стойкость к изнашиванию.