Ковер – это не только утеплитель для пола. Еще они являются ярким акцентом в интерьере и своеобразным показателем вкуса и достатка владельца дома. Точная дата зарождения искусства ковроткачества сокрыта в глубине веков, однако есть реликвия, сохранившаяся и по сей день – ковер, созданный 2500 лет назад.
Сегодня производство ковровых покрытий и ковров стало массовым, и продукция выпускается в промышленных масштабах. Но в некоторых регионах их ткут по старинке так, как это делали предки.
Сырье
Любое производство ковров начинается с выбора сырья. И если раньше выбор материалов ограничивался шерстью и шелком, то сегодня можно найти тканое полотно и из натуральных волокон, и из их синтетических аналогов.
Итак, ковры производят из следующих видов волокон:
- Натуральные, которые делятся на белковые и целлюлозные.
- Искусственные: целлюлозные и минеральные.
- Синтетические.
Белковое натуральное сырье – это шерсть и шелк. Изделия ручной работы делают только из этих традиционных материалов, так как любая синтетика обесценит многочасовой труд.
Шерсть – мягкий, долговечный, упругий и теплый материал. Но такой ковер может съесть моль, к тому же он может служить источником аллергии.
Ковер из шелка – красивое, мягкое, блестящее и прочное полотно, которое будет передаваться из поколения в поколение благодаря высокой износостойкости. Но цена такого изделия выходит за все разумные пределы, и его не может себе позволить купить даже семья со средним достатком.
Из целлюлозного натурального сырья (хлопка и джута) часто изготавливают безворсовые ковры.
Искусственные целлюлозные волокна – это нитки из натурального сырья, но сделанные с применением современных технологий. Ковер из вискозы – это хороший аналог шелкового ковра, гораздо более доступный по цене.
Искусственные минеральные волокна делают из асбеста. Многие настороженно относятся к данному материалу, но необходимо отметить, что он не горит. Поэтому возле камина и прочих потенциально опасных источников возгорания можно стелить только асбестовые коврики.
Синтетические изделия производят из полипропилена, полиэтилена, полиэфира, полиамида и полиакрилонитрила. У каждого из этих материалов свои показатели по износостойкости, водостойкости и прочим характеристикам. Но вся синтетика плавится от огня.
Виды ковров
Реально определить, сколько существует видов ковров, невозможно. Они все подразделяются в зависимости от типа плетения, внешнего вида, материалов, технологии изготовления и еще по множеству других признаков.
Даже в пределах одного предприятия по производству ковров выпускаются десятки видов продукции. Если же говорить о ручном ковроделии, то здесь ситуация более запутанная: даже в одной деревне мастера, живущие по соседству, ткут разные изделия.
Но если не углубляться в детали, то все ковры можно классифицировать по нескольким признакам.
По технологии изготовления:
- ручные;
- машинные.
По типу сырья: натуральные, искусственные, синтетические и смешанные.
По наличию ворса: ворсовые и безворсовые.
По типу ворса:
- одноуровневые
- многоуровневые;
- велюровые;
- саксони;
- фризе;
- комбинированные.
Отдельно стоит упомянуть о нетканых коврах: тафтинговых, иглопробивных, трикотажных, флокированных, вязально-прошивных и изделиях в технике ручного валяния. Промышленное производство ковров этих видов распространено по всему миру. Некоторые специалисты относят данные изделия к напольным покрытиям, так как у них нет основы.
Машинное производство
Производство коров в промышленных масштабах сделало цену на эти изделия доступной для всех слоев населения. Сегодня нетканые напольные покрытия изготавливают только на специальных станках. Также производят и тканые ковры следующих видов:
- Двухполотные жаккардовые – двухслойная каркасная структура, между каркасами находятся нити ворса, в конце технологического цикла они разрезаются, и получаются сразу два изделия – из верхней и нижней половины.
- Прутковые жаккардовые – ворсовое полотно вплетается нитями утка в коренную основу.
- Аксминстерские – пучки ворса механически внедряются в основу. Подразделяются на трубчатые и жаккардовые.
Ковры ручной работы
Кустарное производство ковров на продажу распространено не только в восточных странах вроде Индии, Пакистана и Ирана, но и в некоторых субъектах нашей страны, к примеру в Дагестане.
Ковер ручной работы – это дорогостоящая эксклюзивная вещь. Даже если мастер раз за разом делает вещь по одному шаблону, она получает характерные отличительные черты – разница в мелких деталях рисунка, узелки, тон окрашенных волокон и т. д.
Стоят такие изделия дорого. Но при покупке следует понимать, что это штучный товар ручной работы – на изготовление одного полотна у мастера может уйти от полугода до трех лет.
Как делают ковер из шерсти ручной работы: технология
- Прежде всего, подбирается рисунок. Иногда готовый наработанный годами шаблон. Но порой мастера придумывают что-то новое – комбинируют интересные орнаменты с уже опробованных рисунков, играют с цветом и общим дизайном. С развитием современных технологий данный процесс осуществляется в специальных компьютерных программах.
- Ковровое производство любых масштабов начинается с подготовки сырья. Шерсть вычесывают, удаляя из нее всю грязь. Затем прядут, то есть скручивают в нити во влажном виде.
- Следующий этап – окрашивание. Это очень ответственная процедура, так как нити должны быть окрашены в нужный цвет и равномерно.
- Плетение. Оно заключается в завязывании огромного числа узелков на основе. А основа – это прочные параллельные нити, натянутые на станине.
- Мойка – чтобы освежить изделия после рук мастера.
- Растягивание. Помогает сохранить форму при просушке.
- Стрижка. Деликатная процедура, во время которой ворс подравнивается до одной длины.
Русское ковроделие
Ковры российского производства не так известны, как индийские или иранские. Однако в нашей стране ковроткачество в крупных масштабах было еще до появления первых фабрик и мануфактур. Полотно ткали при монастырях и крупных поместьях – и это были настоящие шедевры, созданные руками русских мастериц. Особенно поражали воображение восхитительные шитые ковры, вручную расшитые золотом, серебром и цветным шелком. Такие изделия преподносились в качестве дара посольствам разных стран, а в темные времена увозились как часть дани.