Максимова Елена Александровна входила в конгломерат прекрасных актрис советского времени, которые позиционировали образ обычной женщины, мамы, бабушки. Данные функции знакомы любому человеку, что дополнительно давало исключительно радостные и умилительные эмоции. Вживаясь максимально в свою роль, Елена Александровна показывала поразительный реализм в актерской игре, природное поведение и правдивость.
Душевные импульсы поражали умы и сердца миллионов. Актриса Елена Максимова запомнилась во многих ипостасях, невзирая на то, что она практически не играла главные роли.
Рождение и школьная пора
Родилась будущая актриса Елена Максимова 23 ноября 1905 года в Москве. Ее папа торговал бакалеей. В 1916 году он закрыл свою предпринимательскую деятельность, и семья стала жить в Сокольниках, отец работал в вагонном депо бухгалтером. Мать актрисы являлась домохозяйкой, и в 1920 году после смерти главы семейства отдала детей (трех дочерей) на воспитание в детдом № 55. Через пару лет она ушла из жизни.
В начале 1925 года, учась в 9 классе, Елена прошла конкурсный отбор в киностудию Н.Г. Вишняка. В этот же период она окончила девятилетнюю школу. Продолжая учебу в киностудии, будущая актриса работала на пуговичном комбинате в качестве прессовщицы до осени 1926 года.
Начало актерской карьеры
Стартовую работу в кино Максимова Елена Александровна получила в том же году. Самой актрисой упоминается дебют в фильме «Хромой барин» К. Эггерта. Однако в хронологическом порядке правильно будет учитывать первой картину «Бабы рязанские» И. Правова и О. Преображенской, где она сыграла скандальную Лукерью, супругу богатого крестьянина.
Молодая девушка прекрасно выполнила поставленное режиссерское задание, передав в представленном образе задорность, наглость, периоды отчаяния, проявляемые в связи с неверностью супруга. После этой киноленты определилось ее последующее кредо в качестве обычной русской женщины, что часто использовало большинство режиссеров.
Актриса Елена Максимова снялась у создателей картины «Бабы рязанские» несколько раз. Одной из лучших ролей стала Дарья в шолоховском «Тихом Доне». Елена Александровна максимально правдоподобно раскрыла этот образ, обыграв реалистично темперамент, эмоциональность и противоречивость натуры персонажа.
Становление
В 1930 году Максимова сыграла роль Наталки в шедевральной картине А. Довженко под названием «Земля». Актриса с титаническим надрывом реализовала трагическую направленность своей героини, которая потеряла любимого. В одной из откровенных сцен киноленты Наталка неистово мечется по дому обнаженная, ужасно переживая за смерть жениха. Примечательно, что Максимова - первая актриса СССР, обнажившаяся на экране.
В тот же период актриса Елена Максимова сыграла еще несколько памятных ролей. Среди них:
- Мария Кудина (супруга старовера) в картине «Аэроград»;
- Прасковья в «Пугачеве»;
- Татьяна (лента «Груня Корнакова»);
- В киноленте «Поднятая целина» образ Меланьи Атаманчуковой.
Подобные работы включают в себя остроту характеров, истинный драматизм, указывающий на широкие возможности Максимовой как актрисы.
Интересный факт: через двадцать с лишним лет Елена Александровна участвовала в повторной интерпретации «Тихого Дона» (1957-58 гг.), которую успешно выполнил Сергей Герасимов. Ей досталась эпизодическая роль матери Кошевого. После этого актриса вошла в немногочисленный перечень артистов, участвовавших в неоднократных экранизациях одного книжного произведения.
Жизнь вне сцены
Актриса Елена Максимова, личная жизнь которой сложилась не менее успешно, чем актерская карьера, с будущим мужем познакомилась в 1927 г. А в начале следующего года стала официальной супругой Георгия Николаевича Лукьянова. Имея образование инженера, он работал в теплотехническом НИИ им. Дзержинского.
В 1934 году у семейной пары появился сын, которого назвали Глебом. Ребенку Елена Александровна отдавала все свободное время. До начала войны актриса работала на киностудии «Союздетфильм», а после эвакуации детей сотрудников под Уфу Максимова бросила все и поехала работать поварихой за питание, лишь бы быть рядом с ребенком. Зимой 1942 г. детский лагерь киностудии вывезли в Душанбе, и уже весной актриса вернулась к творческой работе.
Впоследствии сын Елены Максимовой и Георгия Лукьянова избрал творческое профессиональное направление: работал оператором, пытался снимать и делать постановки фильмов по госзаказу. Дожил Глеб до 1999 года. Внук актрисы Андрей Лукьянов получил образование юриста, занимался музыкальным и рекламным бизнесом, с 2000-х годов снимается в киносериалах и полнометражных фильмах, продолжая дело бабушки.
Последние работы
На долгие годы запомнилась зрителям актриса Елена Максимова. Фильмография ее с возрастом пополняется преимущественно ролями заурядных, но в то же время особенных женщин (крестьянок, мам, бабушек, пожилых соседок), наделенных душевностью, простотой и обаянием.
Некоторые из них так и пульсируют доброжелательностью и гармонией, другие образы скандальные, с характером и задоринкой. Независимо от направленности, в любой работе отсутствовали отрицательные эмоции, звезда в каждую вкладывала положительную энергетику.
Среди отличившихся работ позднего периода нужно отметить:
- роль Дергачихи в картине «Море студеное»;
- «Два капитана» (образ тети Даши);
- мать Александры («Тугой узел»);
- запоминающаяся Вера Николаевна в киноленте «Выстрел в спину»;
- в картине «Отчий дом» – образ Макарихи;
- в «Тайнах записной книжки» - Глафира.
- Варвара Степановна в «Чужой родне».
В реальности Елена Александровна Максимова слыла человеком с волевым характером, хотя в целом актрису помнят как доброжелательного и общительного человека.
Заключение
Актриса Елена Максимова, биография которой насыщенна личными перипетиями и достижениями в сфере актерского искусства, часто заключала пари с мужем по поводу того, кто раньше покинет мир земной.
Первым ушел из жизни Георгий Николаевич (1983 г.). Определенное время Елена Александровна продолжала участвовать в редких съемках, однако возраст и хворь взяли свое. Актриса умерла в клинике для ветеранов (1986 г.). Прах заслуженной артистки РСФСР был развеян над рекой Черной в Московской области (согласно завещанию).