Уровни методологии науки

Методология представляет собой учение, в рамках которого исследуется процесс организации деятельности. Изучение осуществляется последовательно. В структуре познания выделяются уровни методологии исследований. Рассмотрим их подробнее.

уровни методологии

Общие сведения

Э. Г. Юдин выделил:

  1. Философский уровень методологии. Он считается высшим.
  2. Общенаучный уровень методологии. В его рамках формируются теоретические положения, которые применяются практически во всех дисциплинах.
  3. Конкретно-научный уровень. Здесь образуется комплекс методов и принципов, используемых в конкретной дисциплине.
  4. Технологический уровень. Здесь создается набор процедур, обеспечивающих поступление достоверного материала и первичную обработку данных.

Все уровни научной методологии определенным образом взаимосвязаны друг с другом. Все они обладают спланированным самостоятельным движением.

Философский уровень

Он выполняет функцию содержательного фундамента. Его суть формируют общие принципы познавательной деятельности и категориальный строй всей отрасли в целом. Он представлен в виде философского знания и разработан с использованием специфических методов. Здесь отсутствует жесткая система технических приемов либо норм, приводящая к догматизации познания. Структура состоит из ориентиров и предпосылок к деятельности. К ним относят:

  1. Содержательные факторы. Они представляют собой мировоззренческие основы мышления.
  2. Формальные предпосылки. Они относятся к общим формам мышления, историческим образом определенному категориальному аппарату.
    уровни методологии педагогики

Функции

Философия играет двоякую роль в методологии:

  1. Она выражает конструктивную критику знания в плане границ и условий его использования, адекватности его фундамента и общих направлений развития. Она стимулирует внутридисциплинарную рефлексию, обеспечивает постановку новых проблем, способствует поиску подходов к объектам изучения.
  2. В рамках философии создается мировоззренческая интерпретация результатов познания с точки зрения конкретной картины мира. Она выступает в качестве отправной точки любого серьезного изучения, необходимой содержательной предпосылки для существования и развития теории и ее воплощения в нечто целостное.

Системный подход

Он отражает всеобщую связь и взаимную обусловленность процессов и явлений окружающей реальности. Системный подход ориентирует теоретика и практика на необходимость рассматривать события как структуры, имеющие собственные закономерности функционирования и свое строение. Его суть заключается в том, что относительно обособленные элементы рассматриваются не автономно, а во взаимосвязи, в движении и развитии. Такой подход позволяет обнаружить интегративные свойства системы и качественные характеристики, отсутствующие у элементов в отдельности.

уровни научной методологии

Уровни методологии педагогики

Для использования системного подхода необходима реализация принципа единства образовательной теории, практики и эксперимента. Педагогический опыт выступает в качестве действенного критерия истинности положений, знаний, разработанных и проверенных на эмпирическом уровне. Практика также становится источником новых проблем образования. Следовательно, теоретический и экспериментальный уровни методологии науки позволяют найти правильные решения. Однако глобальные проблемы, которые возникают в практике образования, порождают все новые вопросы. Они, в свою очередь, требуют фундаментального изучения.

Актуальность проблем

Методологические вопросы педагогики и психологии всегда считались самыми актуальными. Изучение явлений, происходящих в образовательном процессе, с позиции диалектики позволяет выявить качественное их своеобразие, взаимосвязи с другими событиями. Согласно принципам теории, обучение, развитие, воспитание будущих специалистов изучаются в привязке к конкретным условиям профессиональной деятельности и социальной жизни.

уровни методологии исследований

Интеграция знаний

Рассматривая уровни методологии, нельзя не сказать подробно об их роли в определении перспектив развития дисциплины. В первую очередь это обусловливается наличием заметных тенденций к интеграции знаний, комплексной оценке явлений объективной действительности. Сегодня границы, которые разделяют уровни методологии, зачастую достаточно условны. В социальных дисциплинах, например, используются данные математики, кибернетики. Применяются сведения и других наук, которые ранее не претендовали на реализацию методологических задач в конкретном общественном исследовании. Существенно укрепились связи между дисциплинами и направлениями. Все большую условность приобретают границы между образовательной теорией и общепсихологической личностной концепцией, между педагогикой и физиологией и так далее.

Усложнение дисциплин

Уровни методологии сегодня претерпевают качественные изменения. Это обусловлено развитием дисциплин, формированием новых граней предмета изучения. В данной ситуации необходимо выдерживать баланс. С одной стороны, важно не потерять предмет изучения – непосредственно психолого-педагогические проблемы. Вместе с тем необходимо направить конкретное познание на решение фундаментальных вопросов.

философский уровень методологии

Отдаление направлений

Сегодня становится все более очевидным разрыв между философско-методологическими вопросами и непосредственной методологией психолого-образовательного познания. В результате специалисты все чаще выходят за пределы изучения конкретного предмета. Таким образом, возникают своего рода промежуточные уровни методологии. Здесь существуют достаточно актуальные проблемы. При этом они еще не решены философией. В этой связи возникает необходимость заполнить вакуум концепциями и положениями. Они позволят продвинуться в совершенствовании непосредственной методологии психолого-педагогического познания.

Применение математических данных

Психология и педагогика сегодня выступают в качестве своеобразного полигона для применения методов, используемых в точных дисциплинах. Это, в свою очередь, является сильнейшим стимулом для развития математических разделов. В ходе этого процесса объективного роста неизбежно внедрение элементов абсолютизации количественных способов исследования в ущерб качественным оценкам. Такая тенденция особо выражена в зарубежных образовательных дисциплинах. Там математическая статистика зачастую выступает в качестве универсального решения всех проблем. Обусловливается это следующим. Качественный анализ в рамках психолого-педагогических исследований зачастую приводит к выводам, неприемлемым для властных структур. При этом количественный подход позволяет достичь конкретных результатов на практике, дает широкие возможности для идеологического манипулирования как внутри этих дисциплин, так и за их пределами.

уровни методологии науки

Роль человека

В профессиональной деятельности субъект выступает в качестве определяющего звена. Это положение вытекает из общесоциологической закономерности повышения роли человеческого фактора в истории, общественном развитии в рамках социального прогресса. При этом, принимая это утверждение на уровне абстракции, ряд исследователей отрицают его в той либо иной ситуации. Все чаще в последнее время выражается мнение, что в системе "человек - машина" менее надежным элементом выступает специалист. Нередко это обстоятельство приводит к односторонней трактовке соотношения индивида и техники в трудовом процессе. В таких тонких вопросах истину необходимо искать и на психолого-образовательном, и на философско-социальном уровнях.

Заключение

Методология педагогики реализует дескриптивную, то есть описательную, и ипрескриптивную (нормативную) функции. Их наличие определяет дифференциацию оснований дисциплины на две категории. К теоретическим относят:

  1. Определение методологии.
  2. Общую характеристику дисциплины.
  3. Описание уровней.
  4. Характеристику источников обеспечения познавательного процесса.
  5. Предмет и объект анализа.
    общенаучный уровень методологии

Нормативные основания охватывают:

  1. Научное познание в рамках педагогики.
  2. Определенные принадлежности образовательной деятельности к дисциплине. В частности, имеются в виду характер целеполагания, использование специальных познавательных средств, выделение объекта изучения, однозначность понятий.
  3. Типологию исследований.
  4. Свойства познаний, по которым можно сверять и анализировать работу.
  5. Логику исследования.

Данные основания очерчивают объективную область познавательного процесса. Полученные результаты могут выступать в качестве источников пополнения содержания непосредственно самой методологии и методологической рефлексии специалиста.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.