С древних времен люди пытаются осваивать опыт предыдущих поколений, стараются приумножить его, обогатить собственным пониманием и восприятием, чтобы впоследствии передавать свои знания следующим поколениям.
Такое стремление характеризуется одним словом – «педагогика», которое подразумевает под собой науку, изучающую закономерность передачи старшими и восприятия младшим поколением социального опыта, необходимого для повседневной жизни и труда.
Психология и педагогика относятся к тем наукам, которые обращены к практике, внедрены в проблематику жизни человека и общества в целом, они ищут ответы на самые распространенные проблемы.
Психология – наука о закономерном развитии и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности, область знаний о внутреннем мире человека, в то время как педагогика – это дисциплина об обучении и воспитании индивида. Две эти самостоятельные науки имеют огромное количество связанных теорий и областей практического назначения, что и дает возможность изучать их вместе.
Зачастую психология и педагогика понимаются людьми как нечто сугубо теоретическое, состоящее из трудновоспринимаемых связующих. В этом виновато большое количество научных изданий и пособий, которые порой противоречат друг другу и еще больше вводят человека в заблуждение относительно этих двух достоверных дисциплин.
Психология и педагогика позволяют наиболее объемно понять закономерности развития человеческой психики. Это делает возможным нахождение наиболее эффективных путей воспитания и обучения.
Рассмотрим основы психологии и педагогики.
Главная цель педагогики – изучение закономерностей и перспектив развития процесса совершенствования обучающей практики. В этой дисциплине следует выделить следующие направления: исследование социального и личного формирования и развития человека в условиях специально организованного воспитания, определение целей и содержания понятия воспитания, поиск, а также научное подтверждение методов и форм организации воспитательной работы.
Нет ничего более сложного, чем проблемы индивида, нет труднее дела, чем воспитать человека, жить с ним в одном обществе, работать с ним. Некомпетентные и неграмотные действия в этой сфере недопустимы и опасны. Где нет точного знания, там всегда есть догадка, а из десяти догадок девять, как правило, являются ошибочными. Подходить к решению проблем человеческих нужно особо ответственно.
Специальная педагогика и психология особенно важна потому, что она нацелена на изучение процессов закономерности, тенденции управления и развития индивидуальности ребенка, у которого ограниченны возможности по состоянию здоровья. Такие дети нуждаются в специализированном подходе к воспитанию, обучению и восприятию окружающего мира.
Основной целью этой науки является своевременное выявление всевозможных недостатков развития личности и исправление функциональных нарушений умственной деятельности, поведения. И все это может раскрывать психология и педагогика. Каждый специалист в этих областях должен отдавать себе отчет в том, что он несет огромную ответственность перед человеком с ограниченными физическими или психологическими возможностями.
Пытаясь помочь проблемному ребенку или же взрослому у, нужно выбирать сугубо индивидуальные методы общения отдельно с каждым индивидуумом, должны быть созданы специальные условия для получения образования. Это могут быть определенные образовательные программы, специфические методы обучения, всевозможные технические средства, медицинские, психологические и социальные услуги, предназначенные помогать лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными навыками и программами. Одним словом, специальная педагогика и психология призваны не только наблюдать за процессом становления личности, но и помогать человеку формировать свое мышление и адекватное восприятие мира.