Многие из нас слышали о таком понятии, как «катрен». Значение слова «катрен» чаще всего связывают с одним из самых известных провидцев – Мишелем Нострадамусом, однако изначально эта литературная форма появилась намного раньше. Попробуем определить, что же на самом деле представляет собой катрен и где применяется.
Катрен: определение
Согласно официальным данным, катрен как таковой является именно литературным средством. На самом деле, катрен – это обычное четверостишие, построенное по принципу одной строфы из четырех строк.
Иногда катренами называют четырехстрочные формы сонетов, точнее, первые две строки, в отличие от двух последних, называемых терцинами.
Что такое катрен в основном толковании?
Несмотря на такое определение, можно установить и еще некоторые вещи, связанные с рифмовкой.
Как считается, катрен – это структура, рифмованная всего по нескольким правилам:
- aabb;
- abab;
- abba (не путать с названием популярной шведской поп-группы);
- abcb.
Немного истории
Собственно, и название «катрен» - это интерпретация французских слов quatrain и quatre (четыре). Как считается, впервые катрен был введен во французской литературе еще в XII веке в произведении Le Jeu d’Adam.
Однако, можно с уверенностью утверждать, что еще и в то время можно было встретить несколько разновидностей катренов. Так, например, очень популярными были восьми и десятистрочные формы. Особенно сильно это заметно в так называемых александрийских стихах и эпитафии Вийона (восьмисложный катрен).
Кстати сказать, в русской поэзии катрен – это даже некое средство для написания эпиграмм, эпитафий или каких-то обобщенных изречений и фраз. Тот же Тютчев не раз обращался к такому литературному приему, но самым известным его изречением принято считать фразу «Умом Россию не понять…» Это и есть классический пример катрена. У Тютчева можно встретить и не менее известное стихотворение, начинающееся с фразы «Нам не дано предугадать...» У Есенина есть почти сакральное изречение в виде катрена «Она придет, даю тебе поруку…» Вообще, в русской литературе использование катренов можно встретить достаточно часто, но только многие из современных читателей не всегда определяют, что перед ними именно катрен, а не что-то другое.
Нострадамус
В наше время почему-то понятие катрена связывают исключительно с Нострадамусом, считая, что такое четверостишие обязательно должно иметь некий зашифрованный вид.
Увы, большинство ученых сходится во мнении, что толковать любой катрен Мишеля Нострадамуса можно двояко (это как минимум зависит от конкретного исторического события). То есть, получается так, что мы просто подгоняем историю под определенный катрен, считая, что именно он должен соответствовать какому-то эпизоду.
Но в целом есть и много такого, что укладывается в рамки только одной исторической эпохи, а обо всем остальном приходится только догадываться и самим себе придумывать, что бы могло значить то или иное четверостишие.
Таким образом, говорить о том, что классический катрен – это некая смесь стиха, пророчества и тайны просто не представляется возможным. И для этого есть все предпосылки, ведь тот же Нострадамус использовал эту форму исключительно как литературный прием, правда, умудрился зашифровать в ней достаточно много до сих пор непонятной информации.
Заключение
Остается добавить, что к катренам относят не только четырехстрочные рифмованные стихотворения. Нередко можно встретить и строфы, состоящие из четырех стихов. Что же касается правил написания катрена, принято считать, что первая строка является основной и содержит главную мысль всей строфы. Вторая и третья строки как бы подчеркивают смысл первой, а заодно в них применяется правило рифмовки. По смысловой нагрузке сначала нужно определиться с объектом, а затем использовать употребление его названия или чувственного отношения к нему. В самой последней строке можно изобразить дилемму или поставить читателя перед выбором, которого он совершенно не ожидал. И хотя есть классические каноны, которые были представлены выше, сегодня все чаще можно встретить правила построения строф на основе секвенции abcd в разных интерпретациях (например, bbcb, aaba, ccdc и т.д.) Таким образом, для импровизации или создания чего-то поистине уникального открывается широкое поле деятельности.
А если учесть еще не только возможность рифмования конечных слогов в каждой строке, а и использование слов вроде «но», «однако» и т.д., то каждый новый катрен даже на одну и ту же заранее заданную тему может выглядеть совершенно по-разному. И тут на первый план выходит уже, так сказать, дар поэта и его умение коротко и лаконично передать суть мысли в нескольких фразах. Ведь не зря же говорят, что краткость и есть сестра таланта. И это, кстати, признано всеми ведущими мировыми литераторами и критиками. И даже языковой барьер, как считают некоторые, здесь препятствием не является. Наконец, хотя здесь и были рассмотрены далеко не все литературные аспекты, многие читатели все равно смогут понять, что на самом деле представляет собой классический катрен.