Длинные линии музыкальных фраз, мелодичные пассажи и фиоритуры, поразительное владение голосом и отточенная красота виртуозного пения. На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла певческая школа, подарившая миру исполнительскую вокальную технику, которой падкие до вычурных терминов итальянцы дали название bel canto (бельканто) – «красивое пение». Не преувеличим, обозначив этот период началом расцвета театрального вокала и отправной точкой дальнейшего развития оперного жанра.
Зарождение оперы: Флоренция
Появившиеся в описываемый временной отрезок первые оперы обязаны своим рождением членам небольшого кружка любителей античного искусства, образовавшегося во Флоренции и вошедшего в музыкальную историю под названием «Флорентийская камерата». Поклонники древнегреческой трагедии мечтали возродить былую славу этого жанра и придерживались мнения, что актеры не проговаривали, а пропевали слова, используя для воспроизведения текста речитатив, мелодичный плавный переход звуков.
Первые произведения, написанные на сюжет древнегреческого мифа об Орфее, стали импульсом для рождения нового музыкального жанра — оперы. А служившие ее составной частью сольные вокальные партии (арии) заставили певцов серьезно заняться тренировкой голоса, что и стало причиной появления искусства красивого пения — бельканто. Это подразумевало способность исполнения протяжных мелодичных фрагментов на длинном дыхании с сохранением плавности звукоизвлечения на протяжении всей музыкальной фразы.
Неаполитанская школа
В конце XVII века сформировалась неаполитанская оперная традиция, окончательно утвердившая на театральной сцене искусство бельканто. Это было одновременно и развитие замысла флорентинцев, и его изменение. В Неаполе главной составляющей спектакля стали музыка и пение, а не поэзия, которой до этого времени отдавали главенствующую роль. Такая новация пришлась по вкусу зрителям и вызывала бурные восторги.
Неаполитанские композиторы структурно преобразовали оперу. Они не отказались от использования речитативов, которые разделили на различные виды: аккомпанированный (сопровождавшийся оркестром) и сухой, содержавший информацию, подаваемую в разговорной манере под редкие аккорды клавесина для удержания музыкальной тональности. Обучение вокалу, ставшее обязательным для исполнителей, повысило популярность сольных номеров, форма которых также претерпела изменения. Появились типовые арии, в которых герои выражали чувства обобщенно, применительно к ситуации, а не исходя из образа или характера. Скорбные, буффонадные, бытовые, страстные, арии мести — внутреннее пространство неаполитанской оперы наполнялось живым содержанием.
Алессандро Скарлатти (1660-1725)
Выдающийся композитор и энтузиаст Скарлатти вошел в историю как основоположник оперной школы Неаполя. Им созданы более 60 произведений. Жанр серьезной оперы (opera seria), созданный Скарлатти, с помощью мифологического или исторического сюжета рассказывал о жизни знаменитых героев. Оперное пение оттесняло на второй план драматическую линию спектакля, а речитативы уступали место ариям.
Широкий диапазон вокальных партий в серьезной опере расширил требования, которым должны были соответствовать оперные голоса. Исполнители совершенствовались в искусстве пения, хотя иногда это приводило к курьезам — каждый из них желал, чтобы композитор непременно включил в оперу арии, выгодно подчеркивающие достоинства голоса. В результате получался набор не связанных друг с другом сольных номеров, из-за чего opera seria стали называть «концертом в костюмах».
Красота и мастерство
Еще одним вкладом неаполитанской оперной школы в развитие bel canto стало применение в вокальных партиях орнаментальных (колоратурных) украшений музыкальной палитры. Колоратура использовалась в окончании арий и помогала исполнителям продемонстрировать слушателям степень владения голосом. Большие скачки, трели, диапазонные пассажи, применение секвенции (повторение музыкальной фразы или мелодического оборота в отличающихся регистрах или тональностях) — таким образом увеличивалась выразительная палитра, используемая виртуозами бельканто. Это привело к тому, что степень мастерства певца нередко оценивалась по сложности исполняемых им колоратур.
Итальянская музыкальная культура предъявляла высокие требования. Голоса знаменитых певцов отличались красотой и насыщенностью тембра. Обучение вокалу помогало совершенствовать исполнительскую технику, добиваться ровности и беглости звука во всех диапазонах.
Первые консерватории
Спрос на bel canto привел к образованию первых учебных заведений, в которых готовили певцов. Сиротские приюты — консерватории — стали первыми музыкальными школами средневековой Италии. Техника бельканто преподавалась в них на основе подражания, повторения за педагогом. Этим объясняется высокий уровень подготовки певцов того времени. Ведь они обучались у признанных мастеров, таких как Клаудио Монтеверди (1567-1643) или Франческо Кавалли (1602-1676).
Ученикам сочинялись специальные упражнения для развития голоса, сольфеджио, которые надлежало повторять, совершенствуя певческую технику и развивая дыхание — навыки, столь необходимые для бельканто. Это приводило к тому, что, начав обучение в 7-8 лет, к 17 годам из стен консерватории выходили профессиональные исполнители для оперных подмостков.
Джоакино Россини (1792-1868)
Своим появлением итальянское бельканто предопределило тенденцию развития оперной музыкальной культуры на три последующих столетия. Этапным в его развитии стало творчество итальянского композитора Дж. Россини. Ритмическая энергия, блеск и подвижность вокальных партий потребовали от исполнителей насыщенного тембрального разнообразия, виртуозности и исключительной певческой школы. Даже распевные арии и речитативы в сочинениях Россини требовали полной отдачи.
Мелодизм Россини проложил путь классическому bel canto, отличающемуся законченностью фраз, нежной и воздушно чистой, свободно льющейся плавной мелодией (кантиленой) и чувственно-возвышенной пылкостью. Примечательно, что сам композитор знал об искусстве пения не понаслышке. В детские годы он пел в церковном хоре, а в зрелом возрасте, помимо сочинительства, увлеченно отдавался педагогике вокала и даже написал несколько книг, посвященных этому вопросу.
Педагогика
Итальянское оперное пение, ставшее символом европейской музыкальной культуры XVII-XIX веков, появилось благодаря труду одаренных педагогов-новаторов, изучавших вокал и экспериментировавших с человеческим голосом, доводя его звучание до совершенства. Описанные в их трудах приемы до сих пор используются при подготовке певцов.
От внимания преподавателей не ускользала ни одна мелочь. Ученики постигали секреты свободного и легкого певческого дыхания. Вокальная подготовка предполагала умеренную громкость звука, короткие мелодические фразы и узкие интервалы, что давало возможность использовать речевое дыхание, характеризующееся быстрым и глубоким вдохом с последующим медленным выдохом. Разрабатывались комплексы упражнений для тренировки однородного звукоизвлечения в высоких и низких регистрах. Даже тренировки перед зеркалом входили в учебный курс начинающих исполнителей — излишняя мимика и напряженное выражение лица выдавали судорожную работу голосового аппарата. Рекомендовалось же держаться свободно, стоять ровно и с помощью улыбки добиваться звучания ясного и близкого.
Новые приемы пения
Сложные вокальные партии, драматургия и театрализация спектаклей ставили перед певцами сложные задачи. Музыка отражала внутренний мир героев, и голос становился неотъемлемой частью общего сценического образа. Это ярко проявилось в операх Дж. Россини и Дж. Верди, творчество которых ознаменовало взлет стиля бельканто. Классическая школа считала приемлемым использование фальцета на высоких нотах. Однако драматургия отвергала подобный подход — в героической сцене мужской фальцет входил в эстетический диссонанс с эмоциональной окраской действия. Первым преодолел этот голосовой порог француз Луи Дюпре, который стал пользоваться манерой звукообразования, устанавливающей физиологические (сужение гортани) и фонетические (язык в «ы-образном» положении) механизмы защиты голосового аппарата и получившей в дальнейшем название «прикрытой». Она позволила формировать верхний участок звукового диапазона без перехода на фальцет.
Джузеппе Верди (1813-1901)
Обозревая оперное вокальное искусство, немыслимо обойти стороной фигуру и творческое наследие великого итальянского композитора Дж. Верди. Он преобразил и реформировал оперу, ввел сюжетные контрасты и противопоставления. Первым из композиторов принял деятельное участие в проработке сюжета, сценического оформления и постановки. В его операх главенствовали теза и антитеза, бушевали чувства и контрасты, соединялось будничное и героическое. Подобный подход диктовал новые требования, предъявляемые к вокалистам.
Композитор критически относился к колоратуре и говорил, что трели, форшлаги и группетто не способны становиться основой мелодии. В сочинениях почти отсутствуют орнаментальные украшения, оставаясь лишь в партиях сопрано, а позднее полностью исчезнув из оперных партитур. Мужские партии в кульминационных моментах переходили в верхний регистр с использованием уже описанного ранее «прикрытого звука». Исполнители баритональных партий вынуждены были перестраивать работу голосового аппарата из высокой тесситуры (высотного расположения звуков относительно певческого диапазона), продиктованной отражением эмоционального состояния героев. Это привело к возникновению нового термина — «вердиевский баритон». Творчество Дж. Верди, 26 прекрасных опер, поставленных в театре Ла Скала, ознаменовало второе рождение бельканто – искусства доведенного до совершенства владения голосом.
Мировое турне
Легкий и изящный вокальный стиль невозможно удержать в границах одного государства. Под его очарованием постепенно оказалась большая часть Европы. Красивое пение покорило мировые театральные подмостки и оказало влияние на развитие музыкальной европейской культуры. Сформировалось оперное направление, получившее название «белькантовое». Стиль раздвинул границы своего применения и шагнул в инструментальную музыку.
Виртуозная мелодика Ф. Шопена (1810-1849) синтезировала польскую народную поэтику и итальянское оперное bel canto. Мечтательные и нежные героини опер Ж. Масне (1842-1912) наполнены белькантовым очарованием. Воздействие стиля оказалось столь велико, что его влияние на музыку стало поистине грандиозным, простираясь от классицизма до романтизма.
Соединение культур
Основоположником русской классики стал великий композитор М. И. Глинка (1804-1857). Его оркестровое письмо — возвышенно-лирическое и одновременно монументальное — наполнено мелодикой, в которой просматриваются и народные песенные традиции, и белькантовая изысканность итальянских арий. Свойственная им кантилена оказалась схожей с напевностью протяжных русских песен — правдивых и выразительных. Преобладание мелодии над текстом, внутрислоговые распевы (певческое акцентирование отдельных слогов), речевые повторы, создающие протяжность напева, — все это в сочинениях М. И. Глинки (и других русских композиторов) поразительным образом гармонично соединилось с традициями итальянской оперы. Протяжные народные песни, по мнению критиков, заслуживали титула «русского бельканто».
В репертуаре звезд
Блестящая эпоха итальянского бельканто завершилась в 20-х годах XX века. Военные и революционные потрясения первой четверти столетия перечеркнули нормативную сущность романтического оперного мышления, на смену ему пришел неоклассицизм и разделенные по направлениям импрессионизм, модернизм, футуризм и другие. И все же прославленные оперные голоса не переставали обращаться к шедеврам итальянского классического вокала. Искусством «прекрасного пения» блестяще владели А. В. Нежданова и Ф. И. Шаляпин. Непревзойденным мастером этого певческого направления был Л. В. Собинов, которого называли послом бельканто в России. Великая Мария Каллас (США) и удостоенная от коллег титула «голос столетия» Джоан Сазерленд (Австралия), лирический тенор Лучано Паваротти (Италия) и непревзойденный бас Николай Гяуров (Болгария) - их искусство зиждилось на художественно-эстетической основе итальянского бельканто.
Заключение
Новые течения в музыкальной культуре не сумели затмить блеск классической итальянской белькантовой оперы. Молодые исполнители по крупицам выискивают сохранившиеся в записках мэтров прежних лет сведения о правильном дыхании, звукоизвлечении, скульптуре голоса и других тонкостях. Это не праздный интерес. У искушенной публики проснулась потребность не услышать современное прочтение классических произведений, а окунуться в достоверное временное пространство безупречного певческого искусства. Возможно, в этом кроется попытка разгадать тайну феномена бельканто — каким образом в эпоху запрета на женские голоса и предпочтения высокого мужского регистра смогло родиться певческое направление, пережившее столетия и превратившееся в стройную систему, заложившую на несколько веков основу подготовки профессиональных вокалистов.