Музыкальная фраза относится к структуре музыкального полотна. Не все знают, что это такое, поэтому мы попробуем разобраться.
Всем известно, что человеческая речь делится на словосочетания, состоящие из пары слов, так и в музыке — музыкальная фраза состоит из двух мотивов. Мотив — это простейшее построение из нескольких звуков, причем один из них является главным. Фраза обычной речи не имеет двух одинаково значимых слогов, и музыкальная фраза также не содержит в себе двух опорных звуков. Один из них так или иначе все равно окажется важнее.
Логическое ударение
Например, произнесите словосочетание (литературную фразу) "забавная история". Какой слог вам захотелось выделить? "Ба" в первом слове или "то" во втором? Это будет означать, что важным и главным для вас явилось именно это слово. Если логическое ударение упало на слово "забавная", значит, вы хотите донести до слушателя контекст, связанный именно с ним. В этом случае "история" будет иметь второстепенное значение.
Как же трактовать музыкальную фразу в музыке, если она не имеет слов? Ведь ноты не могут обозначать ни предметов, ни действия и так далее? Не является ли музыкальная фраза пустой формой без содержания?
О чем рассказывает музыка?
Музыка может передавать чувства и эмоциональное состояние человека и о чем-то рассказывать. Как же это происходит? Единицей измерения служит интервал (два звука), который передает интонацию. Как было сказано, музыкальная фраза состоит из мотивов. Последние, в свою очередь, делятся на интонации, которые бывают в музыке, как и в речи, различными. Интонация, или интервал, несет в себе одну эмоцию или мысль.
Например, слово "вперед" или "вставай" имеет два слога, в музыке выражается интервалом "кварта" и обозначает призыв к действию. Поэтому даже без слов будет понятно, что если взять горн и сыграть этот интервал, то прозвучал призыв к действию. А музыкальная фраза способна передать уже небольшое развитие внутреннего эмоционального состояния человека. По сравнению со всем музыкальным произведением это можно сравнить с каплей в море.
Свойства музыкальной фразы:
- Начало она берет как на слабой доле такта, так и на сильной. Заканчиваться может так же.
- Включает сильные, относительно сильные и слабые метрические доли. Обычно бывает двухтактовой.
Как выстроить музыкальную фразу?
Музыку сравнивают с речью не просто так. Поскольку, если произносить просто набор отдельных букв или слов, смысла сказанного никто не поймет. Тем более сложно будет уловить эмоциональную окраску. Так же и с музыкой — необходимо объединять отдельные ноты в одно целое. Сначала фразы и предложения, затем периоды (в предложении, как правило, две фразы, в периоде — два предложения по восемь тактов).
Для создания конкретного образа в построение музыкальных фраз необходимо добавлять штрихи и динамические оттенки. Штрихи — это способы звукоизвлечения. Например, композитор может задумать отрывистое исполнение или связное. Динамика отвечает за громкость.
Музыкальная фразировка
Музыкальную выразительность формирует фразировка. Она делит смысловую нагрузку и художественный замысел произведения на фразы и предложения. Является средством музыкальной выразительности. Одно произведение у разных исполнителей может выражать у публики разные чувства. Талантливый музыкант подарит яркие эмоции, создаст выразительные образы, а игра другого не вызовет положительных эмоций и навеет скуку.
Искусству фразировки можно научиться. Развить музыкальный вкус можно с помощью слушания классической музыки, и не только фортепианной. При этом обращайте внимание на мастерство исполнителя, на то, как он объединяет предложения.
Особенности звуковедения можно хорошо ощутить в вокальных произведениях, таких как песни, романсы, арии. Вокалист ведет музыкальную мысль, делая паузы для взятия дыхания именно между фразами. Поэтому рекомендуется начинать разучивать новое произведение с пропевания мелодии, которая поможет выстроить логические фразы.
Разучиваем романс
Настало время практики. Попробуем выполнить фразировку романса "Я помню чудное мгновенье" композитора М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина. Вначале обращаем внимание на общий темп произведения — он умеренно быстрый, там, где начинается мелодия, автор просит петь нежно и просто. Обратите внимание, что фраза начинается из-за такта, поэтому слог "я" произносим тихо, делая смысловой акцент на слог "по", тем более что его гласная длится достаточно долго. При этом не забываем, что его нужно пропеть нежно и просто, со стремлением к слогу "ве". Это начало такта, поэтому пропеваем его более ярко, чем все остальные метрические доли. На слог "нье" голос следует немного "убрать", так как это окончание первой фразы и одновременно слабая доля такта. Поздравляем! Мы сделали фразировку первой музыкальной фразы.
Вторую фразу поем аналогично, но обращаем внимание на небольшие фразеровочные лиги, которые обозначают, что ноты исполняются на одном дыхании и между собой объединяются. На слоге "ви" стоит форшлаг — украшение, начинающий певец может опустить его, так как он представляет определенную техническую трудность. В третьей фразе обратите внимание на слово "мимолетное", композитор поставил над нотами штрих стаккато, поэтому нужно петь отрывисто, не забывая про нежность и простоту исполнения. Спойте так первую часть романса. Оказывается, фразировка не так сложна, как кажется на первый взгляд.