Образец характеристики на ученика должен быть в арсенале работы каждого педагога. Этот документ помогает соблюсти полноту информации и логику ее изложения, что так важно в условиях профессиональной загруженности современного учителя.
Из чего состоит характеристика на ученика школы?
Характеристика представляет собой обобщенную информацию о конкретном человеке с целью наиболее полно представить его как личность. Человек, который будет держать в руках этот документ, должен получить готовый "портрет" даже без непосредственного знакомства с описываемым. Характеристика на ученика 9 класса, в частности, может быть представлена в случае продолжения учебы в другом заведении. Документ будет помогать принимать решение по поводу зачисления ученика, поэтому должен давать исчерпывающие ответы на ряд необходимых вопросов:
- Анкетная информация: ФИО учащегося, дата рождения, период обучения в данном заведении.
- Состояние здоровья, наличие противопоказаний к какому-либо виду деятельности.
- Краткая характеристика семьи (состав, социальный статус, воспитательное влияние) и жилищных условий ребенка (уровень дохода, обеспечение потребностей, состояние жилья).
- Успехи и достижения в учебной деятельности.
- Психолого-педагогические характеристики ученика.
- Социальная жизнь, интересы и склонности ребенка.
Характеристика на ученика 8 класса (иногда и 9-го) может содержать информацию о развитии интересов и способностей к профессиональной деятельности. Этот период наиболее важен для профориентационной работы с ребенком и принятия решений по данному поводу.
Социальные данные об учащемся
Характеристика на ученика 9 класса описывает, в каких социальных условиях родился и проживает ребенок. Сюда относятся:
- статус семьи (полная/неполная, социально устойчивая/неустойчивая/маргинальная);
- структура семьи (с одним ребенком/многодетная) и ее состав;
- характеристика родителей (возраст, род занятости, участие в воспитании ребенка);
- психологический климат в семье, наличие факторов риска для полноценного развития ребенка (зависимости, насилие, развод, болезни, смерть родственников);
- материальный доход семьи (высокий/средний/низкий, постоянный/непостоянный);
- условия проживания (характеристика дома/квартиры, наличие необходимой мебели, отдельного места для сна и учебы ребенка, санитарное состояние жилья);
- обеспеченность ребенка едой, сезонной одеждой, учебными принадлежностями;
- опрятность ученика, владение навыками самообслуживания и элементарными правилами этикета.
Психологическая составляющая характеристики
Характеристика на ученика 9 класса обязательно включает в себя психологические данные о ребенке (развитие познавательных процессов, черт личности):
- уровень развития мышления (словесно-логического, абстрактного);
- развитие внимания (переключаемость, концентрация), памяти и их произвольности;
- темперамент (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов);
- мотивация;
- самооценка;
- характер (индивидуальные черты личности, что проявляются в поведении: целеустремленность, коммуникабельность, решительность, доброжелательность, терпимость и прочие).
Педагогические сведения об ученике
Характеристика на ученика 9 класса включает такие данные, касающиеся учебной деятельности и педагогического влияния на учащегося:
- успеваемость (средний бал, в какой мере усваивает материал, по каким предметам оценки лучше);
- дополнительные занятия, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и т. д.;
- самостоятельность в получении знаний, самообразование;
- ориентированность на познавательную деятельность;
- дисциплина, отношение к педагогам;
- участие во внеклассной деятельности;
- умение планировать, распределять время, расставлять приоритеты.
Образец характеристики на ученика
Характеристика ученика 9-А класса Московской средней образовательной школы № 3 Иванова Ивана Ивановича |
Иванов Иван, 2001 года рождения, поступил на обучение в 2008 году. На данный момент оканчивает 9-А класс.
Иван воспитывается в полной семье. Мать, Иванова Анна Викторовна, 1980 года рождения, - бухгалтер, работает в строительной фирме ... (название). Отец, Иванов Иван Петрович, 1981 года рождения, строитель, работает в той же фирме. Семья проживает по адресу: ... (адрес) в трехкомнатной квартире. Материально-бытовые условия удовлетворительные. Родители уделяют много внимания воспитанию сына, учат его самостоятельности и ответственности.
За время обучения Иван проявил себя как трудолюбивый и инициативный ученик. Успеваемость на высоком уровне, средний балл - 4,5. Отдает предпочтение дисциплинам гуманитарного направления. Каждый год (с 5 класса) принимает участие в олимпиадах районного и областного уровней по русскому языку и литературе. Пишет стихи, которые неоднократно публиковали в местном периодическом издании.
Иван терпелив и доброжелателен в общении с окружающими. По типу темперамента - флегматик: спокойный, уравновешенный, неконфликтный. К педагогам относится с уважением, пользуется авторитетом в коллективе. Иван - целеустремленный человек, имеет планы на профессиональную деятельность (хочет быть педагогом-филологом) и намечает для себя шаги по достижению этой цели.
К общественно полезной деятельности ученик относится с уважением, не пропускает благотворительных мероприятий и субботников.
Физически здоров, противопоказаний не имеет.
Дата.
Подписи ответственных лиц.