Передвижения людей и товаров – абсолютная необходимость общества. Для их осуществления имеются специальные средства – транспорт. Что такое он собой являет, знает даже ребенок. Тем не менее это сложная система, требующая абсолютного понимания.
Понятие
С точки зрения комплексного подхода, названное понятие можно рассматривать следующим образом:
- Совокупность всех существующих способов перемещения.
- Отрасль хозяйства и производства.
- Системное объединение всех способов передвижения и соответствующей инфраструктуры.
В обобщенном смысле транспорт является:
- связующим звеном между городами, странами и континентами;
- главной составляющей любого производства;
- средством перемещения людей, а также обеспечения их жизненно необходимыми товарами.
Как отрасль производства, он состоит:
- из предмета труда – собственно перевозок;
- средств труда – подвижного состава;
- осуществляемой работы – управления ими.
Функции
Учитывая абсолютную потребность в нем, транспорт вошел во все сферы жизни. Ему присуще множество функций:
- Экономическая. Выступает в качестве средства труда в добыче и обеспечении государства полезными ископаемыми: нефтью, газом, каменным углем, рудой, драгоценными металлами. Делает возможными и доступными специализацию производств одновременно с их кооперированием. Представляет собой основное связующее звено во внутренней и международной торговле любой страны.
- Социальная. Она проявляется в предоставлении возможностей жить, работать и отдыхать в разных районах населенного пункта, страны, материка, планеты и упрощении труда человека.
- Культурное значение заключается в возможностях обмена опытом и ценностями, посещения любых культурно богатых мест, пополнения новыми произведениями искусства.
- Политическая роль состоит в установлении международных и торговых связей.
- Военная – в обеспечении армии возможностями мирных и вооруженных передвижений, медицинским обслуживанием и питанием.
Таким образом, независимо от вида и особенностей, транспорт является неотъемлемой частью государства и общества.
Классификация
Все существующие способы перемещения можно распределить по двум основным группам: среде осуществления основной деятельности и области обслуживания.
В зависимости от среды, выделяют следующие группы и виды:
- Наземный: рельсовый, колесный.
- Подземный (метро).
- Воздушный (авиационный).
- Космический.
- Водный и подводный.
- Трубопроводный.
По роду сферы обслуживания, различают:
- Транспорт общественного пользования.
- Средства специального назначения.
- Транспорт личного использования.
Виды общественного транспорта представлены совокупностью подвижного состава для перемещения грузов и пассажиров, направленных на выполнение характерных для них экономических, социальных, культурных, а также иногда политических функций.
К наиболее важным видам вариантов передвижения общественного пользования относятся железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Что такое каждая из групп из себя представляет, мы рассмотрим далее.
Гужевой и вьючный транспорт
Гужевой транпорт можно считать прообразом всех сухопутных средств передвижения. Начиная с древности и до начала XX века, он выполнял все функции, соответствующие нынешней транспортной отрасли. Одновременно послужил стимулом для поиска более технологичных и производительных способов перемещения грузов и пассажиров.
В зависимости от территориальных особенностей, эксплуатировались лошади, ослы, быки, слоны, олени, собаки, верблюды. Животные использовались для верховой езды или запрягались для транспортирования тележек, повозок, карет.
Вьючный транспорт применялся для бездорожья (горы, пустыни, тайга) – животных с вьюками на спине вели за поводки.
С развитием железнодорожного и автомобильного сообщения он постепенно вышел из общественной эксплуатации, перейдя в редкое личное использование.
Водный транспорт
Водный морской транспорт – также имеет древние корни, относящиеся еще к III-II тыс. до н. э., и являлся единственным способом реализации международной торговли и завоеваний заморских стран.
Сегодня он распределяется на морской и речной. К его достоинствам можно отнести:
- меньшую энергетическую затратность, чем у железнодорожного и автомобильного;
- отсутствие необходимости в построения путей сообщения;
- возможность перевозить объемные несрочные грузы на большие расстояния, а также там, где усложнено или является слишком дорогостоящим строительство мостов.
Недостатки:
- Зависимость от погодных условий.
- Малая скорость передвижения.
- Высокая стоимость строительства портов и доков.
- Возможности речного ограничены проходимостью рек.
Важной особенностью погрузочно-разгрузочных работ является необходимость задействования нескольких видов транспорта в рамках одного портового хозяйства, а именно автомобильного и железнодорожного.
Железнодорожный транспорт
Представляет собой грузовой и пассажирский транспорт, работа которого основана на перемещении подвижного состава по специально оборудованным путям – рельсам. Его достоинства:
- Универсальность, независимость от погодных условий, надежность.
- Высокая грузо- и пассажировместимость, что позволяет реализовывать движение крупных потоков в незначительных временных интервалах.
- Возможность осуществления прямых поставок от производителя, при наличии соответствующих подъездных путей.
- Хорошая скорость.
- Комфорт пассажирских поездок.
Если рассматривать виды грузового транспорта, то железнодорожный занимает ведущее положение по перевозке не ценных, габаритных грузов, среди которых лес, зерновые, каменный уголь, строительные материалы, продукция нефтеперерабатывающей промышленности. В случае необходимости применяется контейнеризация.
Недостатки:
- Капиталоемкость и инженерные сложности построения путей сообщения и подвижного состава.
- Ограниченность направления железных дорог, маневров и одновременности перемещения нескольких составов.
- Практически всегда требует предыдущего или последующего задействования автомобильных средств, что отображается на общих затратах.
- Трудности погрузочно-разгрузочных работ.
- Международные перевозки часто затруднены разностью ширины колеи.
Грузооборот составляет в среднем 40-50% в РФ и 15-20% – на мировом рынке. Соответствующий пассажирооборот в России составляет 30% и 10 – всего в мире. Таким образом, это производительный и надежный транспорт.
Что такое паровоз – знали наши предки. Сегодня его будущее – за электрификацией железнодорожных линий. Модернизация путей сообщений и подвижного состава на ряду с комплексным внедрением скоростных технологий – стабильная перспектива на увеличение прибыльности отрасли.
Автомобильный
Виды общественного транспорта представляет автомобильная отрасль – наиболее мобильная, технологичная и эксплуатированная. Одновременно он представляет личные, специальные и ведомственные средства передвижения и их инфраструктуру. Удельный вес российских автотранспортных грузопотоков составляет всего 4-6%, мировых – 8-10%. Автомобильные пассажирские перевозки в РФ занимают 30-40% из всех осуществляемых, тогда как в мире – 70-75%.
Достоинства:
- Мобильность, возможности прямых поставок без использования промежуточных видов перемещения.
- Преимущество в перевозке ценных, бьющихся и скоропортящихся грузов, в том числе небольших объемов.
- Способ доставки продуктов питания, в том числе в труднодоступные регионы.
- Разнообразие транспортных средств по грузоподъемности и типу кузова.
- Хорошая скорость, невысокая стоимость и удобство пассажирских перемещений.
- Простота путей.
Недостатки:
- Энергоемкость, негативное влияние на окружающую среду.
- Высокая себестоимость.
- Незначительная грузоподъемность, в сравнении с возможностями других видов.
- Минимальная степень комфорта пассажиров.
- Значительная степень износа подвижного состава.
- Зависимость от соблюдения безопасности движения. Наличие рисков, связанных с ними простоев и дополнительных капитальных потерь.
Пассажирский транспорт практически наполовину представлен автомобильным. Он остается лидером среди вариантов перемещений в пределах населенного пункта и страны. Для международных, а особенно межконтинентальных используются железнодорожный, водный или авиационный.
Воздушный
Самолеты и вертолеты – высочайшее достижение человека, в прямом и переносном смысле, значительно упрощающее решение сверхсложных задач, к которым относятся: перемещения на огромные расстояния с большой скоростью, доставка медикаментов или гуманитарной помощи в зоны стихийных бедствий и катастроф, осуществление сложных действий в строительстве, пожаротушении, эвакуации, сельском хозяйстве и прочее.
Достоинства:
- Высокая скорость.
- Достойный уровень комфорта пассажиров.
- Возможности транспортировки ценных и скоропортящихся грузов.
- Не требуют строительства путей сообщения.
Недостатки:
- Невысокая безопасность.
- Необходимость высочайшей квалификации пилотов и диспетчеров.
- Метеозависимость.
- Значительная капиталоемкость и себестоимость.
- Ограниченность грузоперевозок.
Наряду со значительными рисками и высокой стоимостью, занимает около 20% среди мировых пассажирских перевозок.
Трубопроводный
Совокупность трубообразных путей перемещения жидких и газообразных «товаров» на значительные расстояния представляют трубопроводный транспорт. С его помощью обеспечивают межрегиональную, международную и межконтинентальную поставку нефти и газа. Работа осуществляется с помощью разности давлений в системе и их регулирования, соответственно, работники транспорта представлены диспетчерами и контролерами пунктов.
К достоинствам относится технологичность, высокая производительность и доступность в любых условиях. К недостаткам – высокие требования безопасности и соблюдения норм, беспрерывный контроль и узкая направленность системы.
Является предельно необходимым для обеспечения комфортной жизни населения, так как от его функционирования зависит возможность удобного приготовления пищи и уровень тепла в жилищах в холодное время года.
Важнейшей системой любого общества является транспорт. Что такое государство без территории и населения, без промышленности, культурного наследия и возможностей перемещения? Он является кровотоком любой страны и мира, в целом. В нем беда экологии, но и, что вполне возможно, спасение человечества.