Татьяна Лиознова – создатель легендарного образа Штирлица – сняла за свою карьеру всего девять картин. Но работы этого режиссера вошли в историю отечественного кинематографа. В чем заключается успех фильмов, которые создавала Татьяна Лиознова?
Биография
Героиня этой статьи в юности не планировала связывать свою жизнь с кинематографом. Лиознова Татьяна Михайловна родилась в Москве в 1925 году. Отец погиб во время Великой Отечественной войны. После окончания школы Татьяна поступила в авиационный институт. Но проучилась всего полгода. После первого семестра Татьяна Лиознова забрала из института документы и поступил во ВГИК.
Что повлияло на перемены во взглядах девятнадцатилетней девушки, неизвестно. Но есть сведения, что из института кинематографии ее хотели в первый же год обучения отчислить. Ведь в профессии режиссера важен жизненный опыт, то есть то, чего никак не могла иметь молодая особа из интеллигентной московской семьи.
Но Лиознову не отчислили. А уже на третьем курсе преподаватели отнесли ее к категории самых одаренных студентов режиссерского отделения. После окончания института Татьяна Лиознова была направлена в киностудию имени Горького. Но вскоре ее уволили. Некоторое время начинающий режиссер выполняла обязанности помощника. Немалую роль в ее творчестве сыграл знаменитый педагог С. Герасимов.
Музыка
Татьяна Лиознова – режиссер, который никогда не повторялся. Во всем она стремилась найти нечто новое. В ее фильме даже главный голос советской эстрады – голос Иосифа Кобзона – зазвучал по-иному. Лиознова пригласила знаменитого исполнителя для записи песни к своей картине. От Кобзона она потребовала того, что ему показалось абсолютно бессмысленным. А именно: спеть так, чтобы голос его стал неузнаваемым. Несмотря на определенные разногласия между Лиозновой и Кобзоном, композиция была записана.
Огромную роль в картинах этого режиссера сыграли музыкальные композиции. Большая часть из них превращалась в хиты.
Актеры и роли в фильмах Лиозновой
В работе режиссера одной из самых сложных задач является подбор актерского состава. Героиня этой статьи решала ее всегда блестяще.
На роль Гитлера в фильме «Семнадцать мгновений весны» Лиознова пригласила немецкого артиста, который к концу семидесятых годов успел сыграть фюрера в десятках кинокартин. Но немногим сегодня известно, что на эту роль режиссер пробовала и Леонида Куравлева. Образ Гитлера ему, безусловно, был не под силу. Однако, согласно мнению Куравлева, Лиознова это понимала с самого начала. В фильмографии Куравлева до начала съемок легендарного сериала присутствовали преимущественно роли простых деревенских парней. После таких образов сыграть немецкого офицера было бы чрезвычайно сложно. Пробы на роль Гитлера стали своего рода подготовкой, способом отвлечься от предыдущих работ. С режиссерской точки зрения, это был отважный шаг – дать Куравлеву, в фильмографии которого лишь роли простаков, роль фашиста.
Татьяна Лиознова никогда не боялась приглашать в свои фильмы малоизвестных актеров или тех, за которыми закрепился определенный типаж. Этому режиссеру всегда удавалось увидеть то, что другим коллегам было не под силу. На роль героя, который в одной из серий произносит легендарную фразу: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться», Татьяна Михайловна утвердила малоизвестного тогда Леонида Броневого. Стоит сказать, что, приглашая этого артиста, Лиознова изменила своим принципам. Ведь она снимала даже в эпизодах только знаменитых актеров.
Об истории создания картины «Семнадцать мгновений весны» говорить можно бесконечно. Каждая роль в этой киноленте – целая история. Следует сказать несколько слов и о других работах Лиозновой.
Фильмография
До выхода на экраны сериала, основанного на исторических событиях, были созданы картины «Евдокия», «Рано утром», «Им покоряется небо». Особое место в творчестве этого режиссера занимает кинолента «Три тополя на Плющихе». Фильмы Татьяны Лиозновой посвящены разным темам. Сложно поверить, что лирическую историю и сериал о советском разведчике снимал один кинематографист.
После знаменитого многосерийного фильма Лиознова сняла следующие картины:
- «Карнавал».
- «Мы, нижеподписавшиеся».
«Три тополя на Плющихе»
Картина повествует о случайной встрече коренного москвича и замужней женщины, приехавшей в столицу из глубокой провинции. Всего один день меняет их взгляды на жизнь. Рождается чувство, которое лишь осложнит жизни героев лирической истории. Фильм «Три тополя на Плющихе» повествует не о любви, а об одиночестве, которое человек испытывает даже в кругу близких. Эта картина вошла в золотой фонд советского кинематографа.
«Карнавал»
Этот фильм представляет собой комедийный мюзикл с классическим сюжетом. Девушка из провинции уезжает в столицу. В Москве она проваливает вступительные экзамены в театральный вуз. Спустя некоторое время возвращается домой, повзрослевшая и умудренная опытом. Создание мюзикла было мероприятием довольно неожиданным и рискованным. Прежде всего потому, что в этом жанре Татьяна Лиознова раньше не работала. Но и это ей удалось. Фильм завоевал любовь миллионов зрителей.
Лиознова снимала фильмы, понятные всем. При этом использовала приемы, ранее неизвестные отечественным кинематографистам. И именно поэтому ее картины били все возможные рекорды по количеству просмотров.
Лиознова Татьяна Михайловна ушла из жизни в 2011 году, после продолжительной болезни. Похоронена в Москве, на Донском кладбище.