В этой статье мы подробно разберем силлабо-тоническое стихосложение. Расскажем о том, как эта система появилась и пришла в Россию, разберем размеры.
Что это такое?
Силлабо-тоническое стихосложение – это поэтическая система, построенная на регулярности группирования и чередования безударных и ударных слогов. В стихах, написанных таким способом, все слоги можно сгруппировать в стопы, в которых есть так называемые сильные места – ударные гласные, и слабые места – безударные гласные. Поэтому при анализе подобных стихотворений указывается не только размер, но и число стоп в одной строке.
Происхождение
Силлабо-тоническая система стихосложения зародилась в европейской поэзии. Произошло это благодаря слиянию силлабического стиха, который использовался в романских языках, и тонического аллитерационного, пришедшего из германских языков. Процесс этот окончился в разных странах в разное время. Так, в Англии силлаботоника установилась уже в 15 веке, благодаря Дж. Чосеру, а в Германии только в 17 веке после реформы М. Опица.
Русское силлабо-тоническое стихосложение
Основная заслуга в реформации русского поэтического слога принадлежит М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому.
Итак, в 30-х годах 18 века Тредиаковский начинает выступать с текстами, чье строение значительно отличалось от принятой в те времена силлабической системы стихосложения, основывающейся на числе слогов в строке, а не на количестве ударных или безударных гласных. Поэт, изучив народный стих и его строение, сделал вывод, что в основе русского стихосложения лежит принцип тоники.
Эти начатые Тредиаковским изыскания продолжил Ломоносов. Именно он и создал в России силлабо-тоническое стихосложение. Эта система, опирающаяся на чередование ударных и безударных гласных, учитывает метрический опыт. В основу силлабо-тоники положен принцип народного стиха – соотношение строк по расположению и числу ударных слогов.
На протяжении всего 19 века силлабо-тоника господствовала в поэзии. Только некоторые поэты пускались в эксперименты, в основном это было связано с попытками подражать народным мотивам. При этом примерно до середины 19 века преимущественно использовались двусложники. Первым активно применять трехсложные размеры начал Некрасов.
Однако уже в начале 20 века начались активные поэтические эксперименты, которое преимущественно обращались к тонике и усложнению стихотворной формы.
Размеры силлабо-тонического стихосложения
В зависимости от количества «сильных» и «слабых» мест в стопе, выделяются две разновидности силлабо-тонических размеров – это двусложники и трехсложники. К двусложным причисляют ямб и хорей, к трехсложным, в свою очередь, – дактиль, анапест, амфибрахий.
Из-за лексического строения русского языка трехсложные размеры кажутся читателю более музыкальными, так как для стихотворения подбираются слова с тремя слогами и реже приходится делать «стопные замены».
Эти замены можно встретить в хореических и ямбических произведениях, так как в отдельных стопах очень часто на сильных местах оказываются безударные слоги, а на слабых - ударные. В связи с этим можно сказать, что, наряду с главными двусложными стопами, существуют еще 2 вспомогательные:
- Пиррихий – это 2 слога подряд с безударной гласной.
- Спондей – это 2 слога подряд с ударной гласной.
Использование их в стихах обеспечивает строкам произведения уникальное ритмическое звучание.
Хорей
Это один из типов двусложного метра. В его стопе всего 2 слога – первым стоит ударный, вторым - безударный. Хорей часто используют для песенной лирики.
Примером 5-стопного хорея является пастернаковское стихотворение под названием «Гамлет»: «На меня наставлен сумрак ночи/ Тысячью биноклей на оси…». 3-стопного – произведение М. Ю. Лермонтова «Из Гете»: «Тихие долины/ Полны свежей мглой…».
Ямб
Силлабо-тоническое стихосложение было ведущим для русской поэзии 19 века, а ямб был излюбленным размером А.С. Пушкина.
Итак, ямб – двусложный метр, состоящий из 2-х слогов – первого безударного и второго ударного. При пропуске ударения стопа превращается в пиррихий, а при появлении дополнительного – в спондей.
4-хстопный ямб являлся самым популярным и наиболее часто используемым в русской поэзии. В 18 веке к этому метру обращались поэты «высоких» жанров, акцентируя внимание на различиях между одическими произведениями и «легкой поэзией», которая писалась хореем. Но в 19 веке ямб теряет свою тематическую связь со стихотворением и становится универсальным метром.
Ярчайший пример – это пушкинский «Евгений Онегин»: «Латынь из моды вышла ныне:/ Так, если правду вам сказать…».
Трехсложные
Рассмотрим теперь трехсложные размеры русского силлабо-тонического стихосложения.
Дактиль – метр в три слога, первый из которых является ударным. Примером могут служить: «Суд божий над епископами» (В. А. Жуковский), «Каменщик» (В. Я. Брюсов). Дактиль обычно используется для имитации гекзаметра.
Амфибрахий – также метр в три слога, но на сей раз ударным является второй. В русском стихосложении его обычно используют для написания эпических произведений. Примером является «Воздушный корабль» - баллада Лермонтова: «Из гроба тогда император,/ Очнувшись, является вдруг…».
Анапест – третий трехсложный метр, в котором ударение приходится на последний слог. Примерами такого построения стиха могут служить стихотворения: «Размышления у парадного подъезда» (Некрасов) и «На заре ты ее не буди» (Фет).