Коррекционная школа - особенности, виды и требования

Чем отличается коррекционная школа от обычного общеобразовательного учреждения? Для того чтобы дети, имеющие серьезные отклонения в развитии, могли получать знания, умения, навыки, в нашей стране функционируют специальные учебные заведения.

Рассмотрим основные формы работы, которые использует коррекционная школа.

Методика работы

Педагог использует в работе с особенными детьми рассказ. Благодаря яркому, эмоциональному изложению определенных явлений, событий учитель воздействует на чувства, эмоции воспитанников.

Коррекционная школа предполагает применение нескольких вариантов рассказа, которые зависят от конкретной педагогической ситуации:

  • описание;
  • изложение;
  • вступление.

Существуют определенные требования, предъявляемые к речи педагога:

  • выразительность, четкость, яркость;
  • безукоризненность с логической и фонетической стороны;
  • правильность ударений, четкость произношения окончаний;
  • замедленность речи;
  • доступность для восприятия школьников.
коррекционная математика

Работа с книгой

Коррекционная школа допускает редкое использование словесного метода. Но именно чтение книг в начальных классах имеет существенное значение, так как дети знакомятся с правильной, выразительной речью учителя, что необходимо для их умственного развития.

Педагог предлагает ребятам самостоятельное чтение, затем они отвечают на его вопросы. К этому процессу важно подходить избирательно, ведь дети коррекционной школы отличаются от своих сверстников интеллектуальными способностями.

В большей части объяснение ограничивается беседой. Данный метод предполагает ответы на элементарные вопросы, предлагаемые педагогом.

Коррекционная школа допускает применение беседы на разных этапах занятия: во водной части, в процессе объяснения нового материала, при подведении итогов. Она сопровождается демонстрацией различных предметов, самостоятельной работой школьников. Учитель серьезно и ответственно относится к подготовке к урокам, продумывает его тему, цель, а также основное содержание.

виды коррекционных школ

Требования к вопросам

Педагог, работающий в коррекционных учебных заведениях, должен четко и правильно формулировать задания, делая их доступными для школьников. Между вопросами должна прослеживаться логическая связь, они формулируются с учетом индивидуальных возможностей обучаемых.

Беседа способствует более успешному решению образовательной и коррекционно-воспитательной задачи в образовательном процессе.

Специальная коррекционная школа тесно связана с наглядными методами:

  • экскурсиями;
  • демонстрациями различных опытов и запоминающихся экспериментов;
  • повседневными наблюдениями.

Наглядность необходима для таких детей, так как усвоение материала с ее помощью осуществляется при непосредственном восприятии учащимися действительности.

При подборе объектов для наблюдения педагог продумывает:

  • последовательность их предоставления школьникам;
  • организацию изучения любого объекта.

Демонстрации состоят в наглядно-чувственном ознакомлении школьников с явлениями, объектами, процессами. Этот метод можно считать универсальным, поскольку он необходим для изучения явлений, их свойств.

При демонстрации таких объектов педагог рассказывает о цвете, форме, внешнем виде, составных частях.

Помимо натуральных объектов, также существует символическая, образная наглядность, графические средства и схематичное изображение.

Например, на начальной ступени образования необходимы иллюстративно-изобразительные средства: картины, рисунки, карты, графические изображения. На старшей ступени обучения учителя отдают предпочтение схематической и символической наглядности.

специальная коррекционная школа

Важные моменты

Чем еще характеризуется коррекционная школа? Математика в таком учреждении ограничивается несложными задачами и упражнениями. При организации самостоятельной работы школьников используется их собственный перцептивный опыт.

При выборе и применении наглядности в учебном процессе важно учитывать определенные требования:

  • показываемый объект должен быть виден школьникам с разных сторон;
  • важно правильно подбирать тот этап урока, на котором будет он демонстрироваться школьникам;
  • демонстрация наглядного объекта должна сопровождаться словесным описанием.

Среди наглядных методов обучения, которые подходят для применения в коррекционных школах, можно отметить:

  • демонстрацию фильмов;
  • показ видеозаписей;
  • просмотр диафильмов;
  • работу за компьютером.
виды коррекционной педагогики

Классификация

Рассмотрим основные виды коррекционных школ, существующих в настоящее время в нашей стране.

Существует несколько вариантов специальных образовательных учреждений, каждый из которых рассчитан на воспитание и развитие детей с определенными физическими проблемами.

Разные виды коррекционных школ функционируют на базе отдельных образовательных и воспитательных программ, разрабатываемых с учетом физиологических и умственных особенностей школьников.

Например, есть учреждения, которые создаются для слабослышащих детей. В них образовательный процесс представлен тремя ступенями общего образования:

  • на первой ступени проводится адаптация детей, выявляется уровень их подготовки к обучению и воспитанию; педагоги проводят работу, направленную на стимулирование желания ребят учиться;
  • в среднем звене осуществляется деятельность по формированию личности слабослышащего ребенка, его деятельности, совершенствованию письменной и устной речи, навыков самостоятельной работы;
  • на второй ступени идет работа, направленная на подготовку воспитанников к жизни в обществе;
  • третья ступень предполагает коррекционную работу по формированию остаточного слуха, а также деятельность, направленную на социально-трудовую адаптацию.
дети коррекционной школы

Школы для слабовидящих детей

Коррекционные учебные заведения III и IV типов созданы для обеспечения воспитания, обучения, корректировки отклонений у ребят с нарушениями зрения. В них проводится работа, направленная на сохранение, развитие, формирование компенсаторных и коррекционных навыков, которые способствуют социальной адаптации таких ребят в обществе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.