Чем отличается коррекционная школа от обычного общеобразовательного учреждения? Для того чтобы дети, имеющие серьезные отклонения в развитии, могли получать знания, умения, навыки, в нашей стране функционируют специальные учебные заведения.
Рассмотрим основные формы работы, которые использует коррекционная школа.
Методика работы
Педагог использует в работе с особенными детьми рассказ. Благодаря яркому, эмоциональному изложению определенных явлений, событий учитель воздействует на чувства, эмоции воспитанников.
Коррекционная школа предполагает применение нескольких вариантов рассказа, которые зависят от конкретной педагогической ситуации:
- описание;
- изложение;
- вступление.
Существуют определенные требования, предъявляемые к речи педагога:
- выразительность, четкость, яркость;
- безукоризненность с логической и фонетической стороны;
- правильность ударений, четкость произношения окончаний;
- замедленность речи;
- доступность для восприятия школьников.
Работа с книгой
Коррекционная школа допускает редкое использование словесного метода. Но именно чтение книг в начальных классах имеет существенное значение, так как дети знакомятся с правильной, выразительной речью учителя, что необходимо для их умственного развития.
Педагог предлагает ребятам самостоятельное чтение, затем они отвечают на его вопросы. К этому процессу важно подходить избирательно, ведь дети коррекционной школы отличаются от своих сверстников интеллектуальными способностями.
В большей части объяснение ограничивается беседой. Данный метод предполагает ответы на элементарные вопросы, предлагаемые педагогом.
Коррекционная школа допускает применение беседы на разных этапах занятия: во водной части, в процессе объяснения нового материала, при подведении итогов. Она сопровождается демонстрацией различных предметов, самостоятельной работой школьников. Учитель серьезно и ответственно относится к подготовке к урокам, продумывает его тему, цель, а также основное содержание.
Требования к вопросам
Педагог, работающий в коррекционных учебных заведениях, должен четко и правильно формулировать задания, делая их доступными для школьников. Между вопросами должна прослеживаться логическая связь, они формулируются с учетом индивидуальных возможностей обучаемых.
Беседа способствует более успешному решению образовательной и коррекционно-воспитательной задачи в образовательном процессе.
Специальная коррекционная школа тесно связана с наглядными методами:
- экскурсиями;
- демонстрациями различных опытов и запоминающихся экспериментов;
- повседневными наблюдениями.
Наглядность необходима для таких детей, так как усвоение материала с ее помощью осуществляется при непосредственном восприятии учащимися действительности.
При подборе объектов для наблюдения педагог продумывает:
- последовательность их предоставления школьникам;
- организацию изучения любого объекта.
Демонстрации состоят в наглядно-чувственном ознакомлении школьников с явлениями, объектами, процессами. Этот метод можно считать универсальным, поскольку он необходим для изучения явлений, их свойств.
При демонстрации таких объектов педагог рассказывает о цвете, форме, внешнем виде, составных частях.
Помимо натуральных объектов, также существует символическая, образная наглядность, графические средства и схематичное изображение.
Например, на начальной ступени образования необходимы иллюстративно-изобразительные средства: картины, рисунки, карты, графические изображения. На старшей ступени обучения учителя отдают предпочтение схематической и символической наглядности.
Важные моменты
Чем еще характеризуется коррекционная школа? Математика в таком учреждении ограничивается несложными задачами и упражнениями. При организации самостоятельной работы школьников используется их собственный перцептивный опыт.
При выборе и применении наглядности в учебном процессе важно учитывать определенные требования:
- показываемый объект должен быть виден школьникам с разных сторон;
- важно правильно подбирать тот этап урока, на котором будет он демонстрироваться школьникам;
- демонстрация наглядного объекта должна сопровождаться словесным описанием.
Среди наглядных методов обучения, которые подходят для применения в коррекционных школах, можно отметить:
- демонстрацию фильмов;
- показ видеозаписей;
- просмотр диафильмов;
- работу за компьютером.
Классификация
Рассмотрим основные виды коррекционных школ, существующих в настоящее время в нашей стране.
Существует несколько вариантов специальных образовательных учреждений, каждый из которых рассчитан на воспитание и развитие детей с определенными физическими проблемами.
Разные виды коррекционных школ функционируют на базе отдельных образовательных и воспитательных программ, разрабатываемых с учетом физиологических и умственных особенностей школьников.
Например, есть учреждения, которые создаются для слабослышащих детей. В них образовательный процесс представлен тремя ступенями общего образования:
- на первой ступени проводится адаптация детей, выявляется уровень их подготовки к обучению и воспитанию; педагоги проводят работу, направленную на стимулирование желания ребят учиться;
- в среднем звене осуществляется деятельность по формированию личности слабослышащего ребенка, его деятельности, совершенствованию письменной и устной речи, навыков самостоятельной работы;
- на второй ступени идет работа, направленная на подготовку воспитанников к жизни в обществе;
- третья ступень предполагает коррекционную работу по формированию остаточного слуха, а также деятельность, направленную на социально-трудовую адаптацию.
Школы для слабовидящих детей
Коррекционные учебные заведения III и IV типов созданы для обеспечения воспитания, обучения, корректировки отклонений у ребят с нарушениями зрения. В них проводится работа, направленная на сохранение, развитие, формирование компенсаторных и коррекционных навыков, которые способствуют социальной адаптации таких ребят в обществе.