Какие они, крутые русские боевики, остающиеся в памяти и собирающие полные залы? Это фильмы, где перестрелки, драки и погони – лишь дополнение к лихо закрученному сюжету, а наличие спецэффектов, как в голливудских блокбастерах, совершенно необязательно. Их заменяет интерес к личности героя.
Об истории жанра
Самый посещаемый боевик в истории отечественного кинематографа – «Пираты XX века» (1980). 120 миллионов человек за 10 лет перешагнули пороги кинотеатров, чтобы наблюдать борьбу брутального Н. Ерёменко за спасение экипажа судна. А потом были фильмы: «Тридцатого уничтожить», «По прозвищу "Зверь"», сделавшие актёров, сыгравших в главных ролях, образцом настоящей мужественности. Игорь Ливанов и Дмитрий Певцов привнесли личную харизму, усилив интерес к жанру.
Сегодня можно сколько угодно спорить о том, какой он - самый крутой боевик. Русский фильм А. Балабанова «Брат» (1997), созданный за 31 день, можно по праву считать возрождением не только жанра, но и российского кино в целом. Данила Багров для поколения 90-х стал примером героя, противостоящего злу. Вышедший через три года на экраны «Брат 2» сумел побить рекорд популярности, что является уникальным явлением в кинематографе.
Основная тематика
На какие темы можно подразделить крутые русские боевики?
- Криминал. Среди лучших: «Бумер» (2000), вызвавший противоречивую реакцию, но ставший первым фильмом, окупившим затраты в кризисное время; «Сёстры» (2001) – режиссёрская работа Сергея Бодрова-старшего; «Антикиллер» (2002), создавший образ борца с неправедностью в лице бывшего майора милиции по кличке Лис (Г. Куценко); «Часовщик» (2013) и «Чёрный город» (2010).
- Исторические события: «Слуга государев» (2007), отмеченный наградой итальянского фестиваля «Страницы истории»; «Тарас Бульба» (2007).
- Война: «9 рота» (2005) – фильм Ф. Бондарчука о войне в Афганистане; «Война» (2002) ещё один фильм А. Балабанова о событиях в Чечне; «Марш-бросок» (2003).
- Фантастика: «Параграф 78» (2007); «Обитаемый остров» (2008).
Новый фильм – русский криминал
Боевик крутой может быть и ремейком, восходящим к лучшим фильмам современности. «Часовщик» вызывает ассоциацию с «Механиком» (США), но это истинно русский фильм. Главный герой – киллер, коллекционирующий часы. Именно они выдадут бывшего спецназовца, сделавшего убийство своей профессией. Ни разу он не допустил промашки, а сможет ли уйти от возмездия со стороны дочери друга и бывшего учителя, которого убил, выполняя чужой заказ? Об этом можно узнать, только досмотрев фильм до последней минуты, ибо сюжет постоянно держит в напряжении.
Фильм А. Феоктистова великолепно смонтирован. Камера следит за каждой мелочью, заставляя зрителя размышлять об увиденном. Режиссёр делает ставку на одного из самых востребованных актёров – Максима Дрозда. На счету 48-летнего уроженца Украины почти 80 кинокартин, работа в театре. Он не только в блестящей форме, что продемонстрировал когда-то в «Охоте на пиранью», но и способен вживаться в любую роль, не допуская фальши. Его хладнокровие и самообладание впечатляют. Весь фильм зритель задаётся вопросом: "А имеет ли такой человек хоть к кому-нибудь настоящую привязанность?" А какой ещё криминальный фильм – настоящий крутой боевик?
«Город смерти»: русские фильмы о героях-одиночках
В фильме 2010 года снялся Дмитрий Марьянов, вызвавший к картине дополнительный зрительский интерес. В стиле западных боевиков он не побоялся вначале представить своего героя – майора Борина – отчаявшимся после несправедливого увольнения из органов с «волчьим билетом». Спивающегося, чуть не потерявшего семью мужчину вернуть в строй помогло только несчастье с бывшим напарником, по звонку которого герой Марьянова отправляется в провинциальный Егорьевск. В городе жизнь крутится вокруг рынка, официально закрытого властями. Попав на его территорию, Борин оказывается в подземных лабиринтах, где отстроен другой город – «чёрный», и процветает местная мафия. Чего тут только нет! Лаборатории по изготовлению наркотиков, подпольные швейные цеха, бордели и камеры для должников.
Крутые русские боевики отличаются динамичными сюжетами. Борину почти в одиночку удаётся не только спасти друга, попавшего в беду, но и разрушить преступный бизнес. При просмотре возникает аналогия с американским фильмом «В осаде». Тем интереснее сравнивать персонажи С. Сигала и Д. Марьянова. Российский фильм отличает мотивация героя и опора на здоровые силы провинциального городка – совестливого офицера милиции и невесту пропавшего друга, помогающих справиться с «монстром».
«Марш-бросок» (2003)
Из выпускников детского дома нередко вырастают потребители, обиженные на общество и судьбу. Фильм Н. Стамбулы интересен тем, что перед зрителями предстаёт иной герой, воспитанник сиротского учреждения, пришедший к выводу: лучшие родственники – это друзья. Как настоящий мужчина, он стремится попасть в элитные войска российской армии – ВДВ, куда сманивает призывника, с которым подружился в военкомате. Так начинается крутой боевик «Детдомовец». Русские фильмы часто известны под разными названиями, благодаря распространению копий в интернете. Официальное название данной картины – «Марш-бросок», ибо направляется вожделенный детдомовцем десант в Чечню. Имя главного героя – Александр Буйда. Он быстро адаптируется к боевой обстановке, в чём ему помогают приобретённые ранее навыки.
А вот друг Володя Федотов переносит военные лишения тяжелее. И в первом же серьёзном бою, где российский конвой попадает в засаду, оказывается в плену. Александр не бросает друга, сначала разделив его участь, а потом организовав успешный побег. Прикрывая его отход, даже не предполагает, что тот подорвётся на мине, уже ощущая радость свободы. С ролью Буйды блестяще справился сын режиссёра – Владимир Волга, сценарист по профессии и мастер спорта по боксу.
Исторический боевик «Золотой транзит»
В год кино кинематограф порадовал рядом премьер. Одна из них – современный истерн о погоне за золотом с приисков Сибири. Это крутой русский боевик 2016-го, снятый в Устюжне. По сценарию события происходят в городе Чуйске, на границе с Китаем, куда в 1924-м возвращается золотопромышленник Астахов (В. Андреев), чтобы вывезти за границу взрослую дочь. За её и свою свободу он раскрывает тайник с золотом, который спецпоездом предполагается отправить во Владивосток. Но к моменту отправки состава выясняется, что мешки с ценным для советской власти грузом украдены. В погоню за золотом устремляются: бандиты во главе с бывшим управляющим прииска (А. Устюгов), милиция (Я. Шамшин – начальник Зимин) и неведомые грабители.
Астахов мечется между ними, не зная, кому довериться, чтобы защитить дочь. Поступки Павла Самсонова (А. Манцыгин), бывшего вора-медвежатника, а ныне убеждённого коммуниста-милиционера, помогают золотопромышленнику понять, что в Советской России можно жить и работать. Зрителю будет невероятно интересно узнать, кто те неведомые грабители, укравшие золото. Режиссёру А. Козлову удалось создать фильм, где интрига будет сохранена до последнего.
Послесловие
Крутые русские боевики не заканчиваются списком, предложенным в статье. Особенность российского кинематографа – смешение стилей, где комедия соседствует с сатирой, а триллер - с мелодрамой. Обычный урок в классе может закончиться захватом заложников и штурмом отряда спецназа («Училка», 2015).