В настоящее время крупнейшим общественным деятелем, представляющим еврейскую общину России на мировом политическом поле, является Пинхас Гольдшмидт. Биография его и легла в основу этой статьи. Являясь президентом Конференции европейских раввинов, объединяющей в своих рядах представителей более сорока государств, он прилагает все свои силы к искоренению антисемитизма – отвратительного пережитка минувших веков.
Сын почтенного Соломона Гольдшмидта
21 июля 1963 года в Цюрихе, в семье религиозных евреев, последователей одного из распространённых иудейских течений – хасидизма, родился будущий главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт. В этом швейцарском городе семья имела глубокие корни. И родители мальчика были уже её четвёртым поколением. Его отец – Соломон Голдшмидт. Он всегда пользовался уважением, слыл успешным и энергичным предпринимателем.
Предки отца поселились в Швейцарии ещё в годы Первой мировой войны, приехав туда из Франции. Родственники же по материнской линии проживали в Австрии. После её захвата Германией они оказались в концлагере, из которого им не суждено было вернуться. Исключение составила лишь бабушка Пинхаса, заболевшая туберкулёзом. В 1938 году она за несколько недель до вторжения Гитлера приехала на лечение в Швейцарию, где и вынуждена была остаться.
Сегодняшний глава еврейской общины Москвы Пинхас Гольдшмидт неслучайно выбрал в жизни путь иудейского духовного лидера. Он не только выходец из глубоко религиозной семьи, но и правнук главного раввина Дании, возглавившего затем раввинат Цюриха. Эту же стезю избрал и его младший брат, являющийся сегодня раввином в ЮАР.
Годы учёбы будущего раввина
Вопреки распространённому заблуждению, в иудаизме раввин не является священнослужителем. Само это слово переводится как «учитель». И тот, кто удостаивается этого звания, призван быть наставником и толкователем священных книг Торы и Талмуда. Кроме того, он обязан в любой ситуации дать мудрый и разумный совет каждому, обратившемуся к нему за помощью. Следовательно, сам должен быть человеком глубоко образованным и эрудированным.
Пинхас Гольдшмидт, как никто другой, отвечает этим высоким требованиям. За плечами у него годы, проведённые в двух крупнейших ешивах (иудейских религиозных учебных заведениях) Израиля и Америки. Результатом обучения стала раввинская смиха – диплом, дающий право возглавлять общину, преподавать в ешиве, а также быть членом религиозного суда. Кроме традиционного еврейского, он получил также высшее светское образование, окончив университет в Балтиморе.
Переезд в Москву
Свою деятельность Пинхас Гольдшмидт начал в 1987 году членом раввината израильского города Нацерет-Илит. Двумя годами позже в качестве представителя Всемирного еврейского конгресса и главного раввината Израиля он был направлен в Москву. В тот период при Академии наук СССР был создан институт по изучению иудаизма, который возглавил раввин Адин Штейнзальц. Ему в помощь требовался квалифицированный сотрудник, способный также взять на себя обязанности лектора.
Прибыв в столицу и приступив к выполнению своих обязанностей, ещё совсем молодой в те годы Пинхас Гольдшмидт получил от главного раввина России Адольфа Шаевича предложение возглавить раввинский суд страны. В компетенцию этого органа входят такие вопросы, как иудейские свадьбы, разводы, подтверждение еврейства для выезда в Израиль и т. д.
На пути к возрождению национальных традиций
Продемонстрировав на этом посту высокие организаторские способности, а также осмотрительность в принятии решений, в 1993 году Гольдшмидт получил должность главного раввина Москвы. Благодаря его активной деятельности, в России начала воплощаться в жизнь программа, разработанная МИД Израиля, направленная на возвращение евреев к их национальным корням.
Это были годы, когда свежие перестроечные веяния создали благоприятную атмосферу для возрождения национального самосознания многих народов, в первую очередь русского. От безликого интернационализма советского периода люди обращались к своим вековым традициям. Именно тогда начался процесс возвращения российской церкви отнятых у неё храмов, создания новых православных общин. Не остались в стороне от общего движения и представители иных национальностей, населявших страну, в том числе и евреи.
Инициатива, не принятая частью общества
С начала девяностых годов главный московский раввин Пинхас Гольдшмидт развернул широкую работу по созданию и развитию различных еврейских общественных структур, а также дневных школ, колледжей, детских садов и даже ешив. В этом он опирался на поддержку Конгресса еврейских организаций и объединений России. К сожалению, его деятельность нашла понимание далеко не во всех слоях российского общества.
Результатом возникших недоразумений стало обращение пятисот граждан страны, в число которых входили деятели культуры, редакторы отдельных газет и девятнадцать депутатов, направленное в 2005 году Генеральному прокурору России В. В. Устинову. В нём содержалось требование запретить на территории РФ деятельность всех еврейских национальных объединений, признав их экстремистскими. В качестве обоснования своих требований лицами, направившими письмо, приводились тенденциозно подобранные цитаты из иудейского кодекса «Кицур шульхан арух», изданного незадолго до этого на русском языке.
Несмотря на то что это обращение резко осудили многие ведущие политические деятели, такие как Геннадий Зюганов, Дмитрий Рогозин, Гейдар Джемаль и другие, а МИД России опубликовал заявление о том, что оно не имеет ничего общего с позицией правительства, Пинхас Гольдшмидт был депортирован из страны. Свою деятельность в качестве главного раввина и председателя еврейского суда Москвы он продолжил уже в 2011 году.
Борец с антисемитизмом
В наши дни Пинхас Гольдшмидт, фото которого представлены в статье, является одним из лидеров борьбы с антисемитизмом, развёрнутой в мире. Этот злободневный вопрос он неоднократно поднимал на своих выступлениях в Американском сенате, Совете Европы, Европейском парламенте, Оксфордском университете, а также многих других влиятельных общественных организациях. В своей работе он находит поддержку у многих прогрессивных политических деятелей.