Организация эффективного документооборота на предприятии невозможна без формирования соответствующих для него условий. Одним из них выступает номенклатура дел в электронном виде или на бумажных носителях. Если специалиста, чья деятельность связана с документами, попросить: "Назовите виды номенклатуры дел", - то он должен безошибочно назвать их. Дело в том, что такие работники обязаны знать классификацию для того, чтобы быстро ориентироваться в массиве документации.
Номенклатура дел: понятие, виды, содержание, значение
Прежде чем описывать порядок создания, следует разобраться с терминологией. Виды номенклатуры дел представляют собой категории разработанных в установленной форме систематизированных перечней наименований комплексов документов, формируемых на предприятии в процессе его деятельности с указанием периодов хранения. Они необходимы для оперативного поиска нужных актов. От качества номенклатуры будет зависеть скорость работы с бумагами. Перечни используются для распределения и группировки реализованных актов в папки, закрепления индексации, установления периодов хранения. Они обеспечивают создание справочной картотеки и выступают как источник учетной информации. На практике используются такие виды номенклатуры дел, как типовая, примерная, индивидуальная. Предприятие обязано самостоятельно разработать перечень с учетом специфики своей деятельности.
Требования
Учитывая виды номенклатуры дел, их особенности и назначение, нормативными актами определены правила, применяемые при их составлении. При формировании перечней следует:
- Соблюдать единство подходов к организации учета, описанию, систематизации, поиску и хранению документации.
- Использовать индексацию. Она обеспечивает внесение изменений, исправлений и добавлений в соответствующие разделы перечней.
- Контролировать стабильность индексов.
Общая характеристика
Рассмотрим кратко назначение и виды номенклатуры дел, указанные выше. Индивидуальные перечни разрабатываются для конкретной организации. Они отражают документацию, используемую при повседневной ее деятельности. В одной отрасли, как правило, задействованы предприятия, использующие однотипные акты. Для их унификации и группировки используются типовые и примерные номенклатуры дел. Последние обладают рекомендательным характером. Типовые виды номенклатуры дел являются обязательными. Ими обычно устанавливается единая индексация для предприятий всей отрасли (системы). Типовые и примерные номенклатуры составляются вышестоящими организациями. Они выступают как основа для формирования индивидуальных перечней для конкретных предприятий. Они, в свою очередь, подлежат согласованию с вышестоящими структурами. Виды номенклатуры дел и их оформление находятся в ведении квалифицированных специалистов. Они привлекаются для составления перечней и организации работы с ними. Сформированные номенклатуры должны быть согласованы с канцелярией и архивом предприятия.
Важный момент
Номенклатура дел должна присутствовать на каждом предприятии, вне зависимости от существования типового или примерного перечня. Для организации оптимальным считается разработка сводного документа. В него включаются все виды номенклатуры дел подразделений. Сводный перечень согласовывается с соответствующим архивом. После его утверждения руководителем в структурные подразделения передаются выписки разделов для применения в работе.
Специфика составления
Для сотрудников, разрабатывающих перечни, важно знать не только то, какие существуют виды номенклатуры дел, но и состав, количество документов, используемых на предприятии. В своей деятельности специалисты используют положения об организации, действующие и прошлогодние списки актов, штатные расписания, классификаторы, описи, справочные картотеки и пр. Классификационная схема номенклатуры будет зависеть в первую очередь от структуры предприятия. Немалое значение имеют и функции, которые реализует организация. В этой связи в качестве классификационных категорий могут выступать как внутренние подразделения, так и управленческие задачи.
Типы документов
Номенклатура дел должна содержать все акты, отражающие деятельность предприятия. Документы, которые используются общественными объединениями, включаются в перечни организации, при которой они были созданы. В номенклатуре могут присутствовать и незавершенные дела, которые поступили от стороннего предприятия для решения, справочные картотеки. Не включаются в перечень печатные издания. К ним, в частности, относят сборники постановлений, бюллетени, справочники, реферативные журналы, брошюры, указатели и так далее. Не включают в номенклатуры алфавиты и прочие вспомогательные материалы, которые не отражают основные направления работы организации.
Общий порядок
Текст номенклатуры дел оформляется в виде списка разделов и подразделов классификационной схемы. При этом указываются заголовки комплексов документов. Необходимые сведения из документов фиксируются в форме выписок. Впоследствии они применяются при формировании проекта номенклатуры. Перечень может выглядеть в виде таблицы. Например:
Номенклатура дел в коррекционной школе 8 вида
№ | Индекс | Заголовок | Количество единиц | Срок хранения | Примеч. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Наименование раздела | |||||
Определение формулировок для заголовков
Оно осуществляется согласно установленным правилам. В частности, они должны:
- В обобщенной форме четко отражать содержание дела, состав документов, помещаемых в него, видовую и функциональную принадлежность.
- Включать обязательные элементы, расположенные в четкой последовательности:
- Наименование типа или подтипа. Это может быть переписка, журнал, приказы, протоколы и так далее.
- Название организации/структурного подразделения. Здесь указываются сведения о разработчике/авторе документа.
- Наименование предприятия, которому будут адресованы или от которого предполагается получить акты, помещаемые в данное дело.
- Краткое описание документов.
- Наименование территории, с которой связано содержание актов.
- Период (дата), к которому относится документация, помещаемая в дело. Здесь же приводится информация о наличии копий.
Акты по одному вопросу
При формулировании заголовков дел, в которых присутствуют такие бумаги, если они не связаны последовательностью выполнения, используется слово "документы", а в конце (в скобках) указывают их основные типы. Это могут быть доклады, планы и пр. Формулировка, например, может быть такой: "Документы о проведении семинаров по архивному делу на предприятии (перечни рекомендуемых учебно-методических изданий, списки)".
Переписка
Заголовки дел, в которых она содержится, включают соответствующий термин. После слова "переписка" указывают, по какому вопросу и с кем она велась. В заголовке дел, в которых присутствуют письма однородных корреспондентов, названия их не приводятся. Вместо этого указывают их общую видовую принадлежность. Формулировка, например, может быть такая: "Переписка с филиалами организации по вопросам ежегодной отчетности и планирования". Если в деле присутствуют письма разнородных корреспондентов, они также не перечисляются. В этом случае следует указывать только предмет общения. К примеру: "Переписка по вопросам, связанным с адаптацией персонала". Название конкретного корреспондента указывают только тогда, когда в деле содержатся письма только к нему и от него.
Документы, относящиеся к конкретным местностям
Если формируются дела из таких актов, то в заголовках указываются наименования соответствующих административно-территориальных единиц. При этом следует учитывать ряд нюансов:
- Если содержание комплекса документов касается нескольких однородных местностей, то их конкретные наименования не перечисляются. В этом случае приводится их общее типовое название. Формулировка может быть такой: "Документы по организации взаимодействия глав МО по борьбе с терроризмом".
- Если содержание относится к одной административно-территориальной единице, ее наименование указывают в заголовке.
Дополнительно
В заголовках дел, в которые включатся документы по планированию/отчетности, указываются данные о периоде, за который они составлены. Это может быть квартал, год, полугодие. В заголовках дел, используемых для обобщения однородных документов, название последних указывается во множественном числе. К примеру: "Приказы о поощрении сотрудников организации".
Создание томов
В случаях, когда предполагается, что дело будет формироваться из нескольких частей (например, при значительном объеме документации), в первую очередь формулируется общий заголовок, а после этого (при необходимости) - названия для его частей. Последние выполняют уточняющую функцию. Например: "Служебные записки за 2015 г.", "Том 1. Служебные записки за 1 полугодие 2015 г.". По ходу формирования и оформления комплексов документов заголовки могут уточняться. При этом запрещено включение в них обтекаемых, неконкретных формулировок. В частности, не допускается использование таких слов, как "разное", "общая переписка" и так далее. Рекомендуется избегать применения сложных оборотов и вводных слов.
Упорядочение
Оно может осуществляться двумя способами:
- В процессе формирования номенклатуры всей организации в начало перечня выносят заголовки по делам, включающим организационно-распорядительные акты. Далее в порядке уменьшения их значимости указывают названия для прочих категорий (договорных, планово-отчетных и пр.). Объединение дел в структуре разделов, а также присвоение последним наименований осуществляется с учетом видовой и функциональной взаимосвязи актов внутри них.
- При формировании сводного перечня названиями разделов будут выступать непосредственно наименования подразделений, на основе классификационных схем которых он составляется. Названия располагают в соответствии со штатным расписанием.
Определение сроков
Предварительное установление периодов необходимо для обеспечения организации регулярного контроля их соблюдения, своевременной корректировки режимов хранения. К примеру, срок может измениться с временного на постоянный, если для этого имеются основания. Установление периодов осуществляется в соответствии со сведениями типового (ведомственного) перечня документов, которые создаются в процессе работы предприятия. Если такой список отсутствует, используется примерная/типовая номенклатура. Определение сроков хранения может также осуществляться по согласованию с уполномоченными органами Федерального архива.
Присвоение индексов
Оно осуществляется для оперативной и безошибочной идентификации дел, а также документов, включенных в них. Индекс представляет собой условное обозначение, выполненное с использованием арабских цифр. Он может включать код подразделения с добавлением порядкового номера соответствующего дела (через дефис). Например, бухгалтерскому отделу присвоен код 05. В качестве документа, открывающего раздел, выступает годовой отчет. Соответственно, делу, содержащему данный акт, в составе сводного перечня присваивается индекс 05-01.