Экономисты понимают под понятием «инфляция» устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги. Это приводит к снижению покупательной способности потребителей. Но на вопрос о том, нужно ли бороться с инфляцией, нельзя давать поспешный очевидный ответ. Это связано с тем, что определенный процент повышения цен даже полезен для экономики, поскольку позволяет «разогнать» ее. Об этом и многом другом мы поговорим в этой статье.
Кратко
Если говорить о том, что такое инфляция, простым языком, то нужно обратиться к всем понятной нам вещи – деньгам. Что происходит с ними при повышении общего уровня цен? Предположим, у нас есть зарплата в 100 долларов. При наличии инфляции с каждым месяцем мы сможем купить на нее все меньший набор продуктов. Или давайте рассмотрим еще один пример. Пусть пачка жевательной резинки в 2016-м стоит один американский доллар. Если ежегодный уровень инфляции составляет 2%, то в 2017-м за нее придется отдать уже 1,02 дол. США. Таким образом, данное явление приводит к обесцениванию денежной единицы страны.
Типы
На вопрос о том, что такое инфляция, отвечают следующим образом: это устойчивое повышение общего уровня цен. Однако нужно понимать, что статистика по данному показателю является обобщенной и не учитывает все товары и услуги. Нужно ли бороться с инфляцией? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, чем она вызвана. Выделяют следующие типы инфляции:
- Дефляция. Это явление в экономике, которое выражается в общем падении цен.
- Гиперинфляция. Это чрезвычайно быстрое повышение цен. Оно даже может привести к краху национальной финансовой системы. Один из известных примеров гиперинфляции связан с Германией в 1923 году. Тогда цены росли на 2500% в месяц.
- Стагфляция. Она представляет собой комбинацию высокой безработицы, стагнации в производстве и инфляции. Стагфляция была характерна для промышленно развитых стран в 1970-е годы, когда выросли цены на нефть.
С чем связано повышение общего уровня цен?
Причины и последствия инфляции являются предметом дебатов между различными экономическими школами уже многие годы. Однако они по-прежнему не пришли к единому мнению. Однако все теории можно разделить на два течения:
- Инфляция спроса. Она связана с тем, что товаров мало, а денег в обороте много. Нужно ли бороться с инфляцией этого типа? Как это сделать? Главным способом здесь будет повышение процентных ставок. Это приведет к уменьшению денег в обращении. Инфляция спроса обычно характерна для развивающихся экономик.
- Инфляция предложения. Она связана с тем, что издержки производителей возрастают. В связи с этим они вынуждены повышать цены для того, чтобы сохранить норму прибыльности своего бизнеса. Издержки включают не только траты на ресурсы производства. Инфляция предложения может быть связана с увеличением налогов или зарплат.
Последствия
Если спросить у неспециалиста по теме, то практически каждый ответит, что инфляция – это однозначно негативное явление, которое опустошает кошельки и ухудшает уровень жизни. Однако на самом деле она влияет на разные слои населения неодинаково. Важным фактором является и то, ожидают ее или нет. Нужно ли бороться с инфляцией, если все к ней и так подготовились? Ожидания компенсируют повышение цен. Это связано с тем, что банки успевают изменить процентные ставки, а люди найти более высокооплачиваемую работу или обсудить с начальством повышение зарплаты. Серьезные проблемы возникают тогда, когда инфляция является неожиданной:
- Кредиторы теряют деньги, а заемщики выигрывают. Если инфляция является достаточно высокой, то она вполне может компенсировать процент, подлежащий к выплате последними.
- Неуверенность в будущем заставляет компании экономить и не вкладывать деньги в развитие. Это приносит значительный ущерб бизнесу и всему национальному хозяйству в долгосрочной перспективе.
- Люди, которые имеют фиксированный доход, например пенсионеры, испытывают ухудшение уровня жизни, связанное с обесцениванием денег.
- Если инфляция в стране больше, чем в других, то изготовляемые в ней товары становятся менее конкурентоспособными на мировом рынке.
Люди часто жалуются на рост цен, но на самом деле это может и не являться проблемой. Если зарплаты увеличиваются с той же скоростью или быстрее, то все хорошо. Нет необходимости думать о том, как бороться с инфляцией, если ее уровень составляет 2-3%. Это является свидетельством того, что экономика растет. Если бы инфляции не было совсем, то это было бы показателем ухудшения конъюнктуры.
Статистическая оценка
Теперь, когда мы рассказали о том, что такое инфляция, простым языком, перейдем к тому, как ее измеряют. Статистическая оценка данного явления остается сложной проблемой. Споры часто ведутся вокруг того, какие товары и услуги учитывать в репрезентативном наборе. После определения «корзины» инфляция измеряется на основе ее стоимости в текущем году по сравнению с прошлым. В США используются следующие два показателя:
- Индекс потребительских цен. Он оценивает инфляцию с точки зрения покупателя. В репрезентативный набор здесь входят продукты питания, одежда, бензин, автомобили.
- Индекс производственных цен. Он оценивает инфляцию с точки зрения бизнеса. Этот индекс учитывает изменение рыночных цен на товары и услуги, произведенные в стране.
Росстат: инфляция
В ноябре 2016 года цены в РФ по сравнению с прошлым годом выросли на 5,8%. Это меньше, чем ожидалось. Данный показатель оценивает Росстат. Инфляция по различным группам выглядит следующим образом:
- Продукты питания. Темп роста инфляции – 5%.
- Транспорт – 5,4%.
- Одежда и обувь – 7,6%.
- Отдых и культура – 6%.
- Мебель и бытовая техника – 5,6%.
- Алкогольные напитки и табачные изделия – 8,7%.
По сравнению с октябрем в ноябре цены увеличились на 0,4%. Средний уровень инфляции в России за период с 1991 по 2016 год составляет 133,5%. Самый высокий показатель был зафиксирован в декабре 1992-го. Тогда она составила 2333,3%. Самый низкий – в апреле 2012 года. В этот период уровень инфляции в РФ составлял только 3,6%.
Контроль и регулирование
Существует множество способов того, как государство борется с инфляцией. Условно их можно разделить на несколько групп:
- Методы монетарной и фискальной политики.
- Установление фиксированного обменного курса валюты.
- Золотой стандарт.
- Прямое регулирование зарплат и цен.
- Стимулирование экономического роста.
- Предоставление субсидий и помощи малообеспеченным слоям населения.
Подробнее о различных способах
Одним из методов борьбы с инфляцией является привязка обменного курса национальной валюты к другой, которая является более стабильной. Однако это приводит к тому, что уровень цен в одной стране начинает зависеть от конъюнктуры в другом государстве. К тому же в этом случае центральный банк и правительство не могут использовать монетарную политику для регулирования инфляции.
Этот метод широко применялся в период Бреттон-Вудской системы. Тогда валюты большинства стран были привязаны к доллару. После 1970-х государства перешли к плавающему валютному курсу. Похожая ситуация с контролем инфляции возникает тогда, когда национальная денежная единица привязана к золоту.
Еще одним методом борьбы с повышением цен является регулирование зарплат и цен. Его широко использовали в военное время. Прямой контроль характерен для плановых экономик. В рыночных условиях регулирование цен на важные группы продуктов может быть только временным явлением. Любое государство стремится к наращиванию темпов экономического роста. Для этого оно вкладывает деньги в развитие производства, инфраструктуры, системы здравоохранения и образования. Если темпы экономического роста соответствуют увеличению денежной массы в обороте, то инфляция не возникает. В условиях, когда у государства больше нет никакого другого выхода, оно начинает субсидировать малообеспеченных граждан.
Монетарная и фискальная политика
Механизмы из этой категории используются правительствами и центральными банками чаще всего. Для преодоления инфляции увеличиваются процентные ставки, уменьшается предложение денег. Центральные банки стараются удержать увеличение общего уровня цен в пределах 2-3%. Считается, что дефляция пагубно сказывается на экономике. Более высокие процентные ставки уменьшают объем денег в обороте. Это приводит к падению цен. Это метод монетаристов. Кейнсианцы верят в уменьшение совокупного спроса за счет фискальной политики, то есть увеличения налогообложения и сокращения государственного инвестирования.