Человечество постоянно развивается. Мы сейчас живем в удивительное время, когда во множестве сфер людей заменяют автоматы. И даже там, где, как кажется, человека они ещё долго не смогут подменить, их можно встретить. В рамках данной статьи мы рассмотрим, что же собой представляют кассы самообслуживания. Как пользоваться ими, также будет рассмотрено.
Общая информация
Итак, что же это такое – касса самообслуживания? Эта технология уже давно известна и весьма широко используется в иностранных розничных сетях. Кассы самообслуживания можно встретить в Северной Америке (в меньшей степени в Южной) и Западной Европе. Также они проникают и на пространство бывшего СССР. Можно сделать предположение, что через десятилетие их встретим даже в Африке и странах Азии.
Автоматизация торговли позволяет высвобождать человеческий ресурс и направлять людей на решение иных задач, которые пока что не выполняются механическими помощниками. Предполагается, что терминалы касс самообслуживания удвоят свою численность за четыре следующих года. Правда, это только предположение, поскольку в реальности на это будет влиять расширение работающих сетей, развитие технологической составляющей и общий прогресс.
Где можно их встретить?
Кассы самообслуживания чаще всего используются в крупных торговых сетях. И не удивительно – ведь это масштабные проекты, которые включают в себя поставку сложного оборудования, а также интеграцию программного обеспечения в общую учетную запись магазина. Как раз работа с последним и является самой сложной и дорогой составляющей такого изменения. Поскольку приходится значительно потратиться, подобный путь развития пока что нерентабелен для отдельных магазинов или же небольших сетей. Но если же объектов, где это чудо техники устанавливается, довольно много, то они окупаются достаточно быстро. Ведь программная составляющая оттачивается только для первого торгового объекта, а в остальных просто закупается техника и подключается к уже существующей системе.
Преимущества
Когда используются кассы самообслуживания и внедряется автоматизация торговли, это формирует такие позитивные моменты:
- Ускоряется обслуживание клиентов и сокращается размер очередей.
- Уменьшается нагрузка на кассиров и понижается размер затрат на персонал.
- Повышается качество обслуживания. При использовании передовых технологий устраняется человеческий фактор, что оказывает значительное влияние на уровень сервиса, скорость выполнения функций, и минимизирует количество ошибок.
- Удовлетворение покупателей. Большинство людей позитивно оценивают свой опыт взаимодействия с передовыми технологиями. Не является исключением из этого и автоматическая касса. Во время внедрения этой технологии было замечено, что люди, которые взаимодействовали с нею, более охотно идут на повторный контакт. Это поясняется не только экономией времени, но и элементарным нежеланием взаимодействовать с другими людьми.
- Перенос на покупателя части функций кассира. Считается, что такая возможность позволяет людям лучше почувствовать сам процесс приобретения и увеличивает лояльность.
- Оптимизация процесса продажи. Когда вводится зона самообслуживания, то она позволяет значительно экономить торговую площадь на вспомогательные службы и размещать больше товара.
- Быстрая окупаемость в крупных магазинах. Инвестиции возвращаются за счёт экономии на заработных платах на протяжении периода 12-15 месяцев.
Для того чтобы противостоять кражам, используется усиленное видеонаблюдение и технология весового контроля.
Внедрение на территории Содружества Независимых Государств
Лучше всего тут дела обстоят в Российской Федерации и Украине. В РФ наибольший опыт имеется в "Ашане". Российский опыт говорит о том, что люди экономят около 40 процентов времени при самообслуживании. Всего удовлетворено 97% всех, кто взаимодействовал с этими чудесами автоматизации. Но прорыв наметился не только у крупных магазинов, а и небольших представителей огромных сетей. Так, устанавливаются кассы самообслуживания в "Магните". Первоначально планируется, что их будет 2000. Этот процесс начался в 2016 году. Но, учитывая количество магазинов, потенциальные преимущества и возможности, можно предположить, что кассы самообслуживания в "Магните" заменят людей лет так через пять. Только представьте, сколько времени будет экономиться! Не отстаёт и "Глобус". Кассы самообслуживания здесь тоже получают похвалу со стороны клиентов. В Украине же первые подобные технологические новинки были установлены в Киеве ещё в декабре 2013 года.
Сервис
Впервые же кассы самообслуживания появились ещё в 1992 году в Европе и Северной Америке. Поэтому назвать их чем-то новым, особенно там, нельзя. В третьем тысячелетии эта технология получила значительное развитие. Можно сделать предположение, что через десятилетие-второе кассиры будут работниками на грани исчезновения. Для того чтобы эта технология завоевывала свой рынок, производители предоставляют широкую поддержку своим решениям. Кроме технического обслуживания аппаратной части, они обучают персонал особенностям работы. Сейчас на данном рынке действует четыре основных игрока.
Как же всё работает?
Кассы самообслуживания имеют счетные машинки, которые позволяют автоматизировать поток наличностей, что используется в магазинах. В будущем эта система позволит зачислять деньги сразу же на счет в банке. Таким образом, наличность выводится в процессе торговли. Что ещё интересно, так это то, что деньги можно подавать хоть пачкой или же засыпать горсть монет. Для решение различных нестандартных ситуаций имеется станция помощника, с помощью которой можно осуществлять удалённый мониторинг того, что происходит на точке. Проводя сравнение, можно сказать, что это, по сути, рабочий стол для касс.
Важным преимуществом аппаратуры является и то, что широкое распространение приобрела модельная сборка. Если менять составляющие техники, то на выходе можно получить весьма широкий диапазон функционала. Весят, правда, такие машины немало – порядка полтонны. Говоря о технике, её можно в некотором роде сравнить со сборочной линией.
Контроль краж
Это довольно важный аспект. Происходит это следующим образом:
- Человек сначала сканирует товар.
- Система сопоставляет полученные данные с теми, что хранятся в её базе данных (заранее известным значением).
- Покупатель перекладывает товар в пакет, под которым находится весовая платформа.
- Если значения весов совпадают, то всё нормально. Если нет, то техника соответствующе реагирует.
Но что делать, если продаются фрукты, которые обладают различным весом? В таких случаях проводится значительная алгоритмическая работа. Если говорить о её сути упрощенно, то каждому штрих-коду «лепят» вес и допустимый диапазон колебаний значений. Для части товаров он велик, для иных – мал.
Специфика программного обеспечения
Здесь есть один интересный аспект реализации. Дело в том, что программы в классическом её понимании нет. Если упростить процедуру, то условно можно выделить наличие программы, которая занимается реализацией графического интерфейса. Покупатель, когда он нажимает на кнопки, вызывает определённые методы. Они, в свою очередь, подтягивают структуру данных, где имеется вся необходимая информация вроде названия товара, его цены, количества и прочего. Это имеет свои преимущества. Так можно интегрироваться в любую структуру данных. Но есть и недостатки в виде ограничений реализации, которые имеет интерфейс. Иными словами – вывести информацию, которая не была предусмотрена ранее, невозможно.
Заключение
Такая техника, как кассы самообслуживания, является, пускай, и небольшим, но всё же шагом, в рамках которого человечество становится ещё ближе к тому моменту, когда вся обычная, монотонная и не требующая творчества работа будет переложена на плечи механических помощников.
А пока же, если посмотреть глазом опытного инженера, то можно подметить ещё большее количество проблем, которые так и не были решены. Так, к примеру, всё же приходится содержать охрану. И неудивительно – ведь иначе люди могли бы просто уходить, унося с собой товар, и ни одна, даже самая современная система против краж не смогла бы им противостоять. Хотя, видя то, как быстро происходит развитие технологий, можно предположить, что в будущем появятся идеи, решающие и эту проблему. И тогда ещё одна сфера (торговля) полностью перейдёт во власть техники. Хорошо это или плохо? Скорее первое, ведь у людей будет стимул действовать более эффективно и больше учиться и совершенствоваться.