Современная музыка с использованием гитары в качестве одного из основных аккомпанирующих или лидирующих инструментов не может обойтись без наложения на нее эффектов в режиме реального времени. Для этого ранее использовались обычные «примочки» для электрогитары. Но со временем они трансформировались в музыкальные процессоры и даже целые виртуальные студии, которые широко применяются и при записи партий, и на концертных выступлениях.
«Примочки» для электрогитары: первые попытки обработки звука
Изначально чисто звучащая электрогитара была инструментом, который завоевал мир за короткий срок. Но и ее звучание стало многих не устраивать. Чтобы добавить ей популярности, многие музыканты и производители начали экспериментировать с эффектами. Как считается, родоначальником первого эффекта был Лес Пол, ставший впоследствии еще и основателем дизайна классической гитарной формы, которая сейчас наиболее широко применяется при создании гитар Gibson.
Суть эффекта сводилась к тому, что он просто взял два катушечных магнитофона и просто пропустил через них звук, получив таким образом эффект задержки, сегодня называемый дилэем (от английского Delay). Случилось это только в 60-х годах прошлого века (хотя первые попытки предпринимались еще в 40-х). И с тех пор эффекты для электрогитары претерпели множество изменений.
Эффекты
Рок-музыка не осталась в стороне от нововведений и открыла миру свое видение на эффекты. Со временем появился эффект искажения, сначала получивший название Fuzz, а потом трансформировавшийся в Overdrive и Distortion.
Если кто помнит, еще в Советском Союзе в музыкальных магазинах можно было встретить примочки для электрогитары в виде педали с несколькими кнопками (Fuzz). Звучание, конечно, было грязное и совершенно не похожее на то, что исполняли западные рокеры. Тем не менее все наши музыканты начинали именно с этого. Звучание было сродни звуку "ззз", дисторшн смахивал на "жжж", а овердравйв - на "ррр".
С появлением процессоров проблема использования эффектов поодиночке отпала сама собой, но среди всего того, что сегодня используют гитаристы, можно выделить несколько основных:
- Overdrive, Distortion (Fuzz устарел даже морально);
- ревербератор и эффект задержки;
- хорус и флэнджер;
- Wah-Wah («вау-вау», или, как его еще называют, «квакер»);
- Pre-Amp;
- компрессор;
- эквалайзер;
- октавер;
- гармонайзер и т. д.
Типы педалей
Сами по себе звукосниматели для электрогитары не могли обеспечить должное звучание (в связи с требованиями рынка), поэтому обработку звука исходящего сигнала пришлось проводить не на самом инструменте, а с использованием внешних средств. При этом использовалось даже не прямое внешнее подключение к микшерному пульту. Так, на первое место вышла педаль для электрогитары и так называемый комбик.
Он представляет собой некий предварительный усилитель с возможностью настройки параметров звука, который гитарист хочет слышать на выходе (на концертном портале). Понятно, что настраиваемые эффекты проходят сначала через это устройство. Но зато визжание драйвовой гитары при заводке динамка производится именно с его помощью. Реагируют на динамик как раз-таки звукосниматели. Для электрогитары этот эффект оказался такой находкой, что его сначала применил Джимми Хендрикс, а затем и все остальные рокеры.
Комбик для электрогитары
Теперь несколько слов об усилении сигнала. Комбик для электрогитары имеет двойную функцию. С одной стороны, можно настроить качество звука, с другой – это еще и монитор, звук из которого гитарист слышит на сцене.
Конечно, перегрузку наподобие дисторшна можно задать и на этом устройстве, просто установив регулятор громкости на максимум. Аналогичные действия производятся и на центральном микшере. Но зачем заниматься подобными вещами, если можно использовать «примочки» для электрогитары или гитарные процессоры, которые сейчас стали особо популярными? Они объединяют в себе все основные эффекты.
Развитие технологий обработки звука
На нынешнем этапе развития гитарного звука отдельно стоит отметить тот факт, что сегодня все «примочки» для электрогитары можно разделить по типу электрики. Основными являются педали на транзисторах, микросхемах и лампах. Последние, кстати, обеспечивают более «теплый» аналоговый звук, что в мире музыки считается априори.
Но со времени появления программных модулей, встраиваемых в гитарные процессоры на основе внутреннего программного обеспечения, эволюция пошла по новому пути.
«Железные» и программные «примочки»
В современном компьютерном мире вопрос того, что нужно для электрогитары, состоит только в том, чтобы установить соответствующее ПО.
Эмулировать реальную гитару можно с помощью VST-плагинов вроде RealLPC, а создавать и использовать эффекты – при помощи Guitar Rig. Хотите на выходе звучание, как у Кирка Хэммэта из «Металлики»? Нет ничего проще – просто включите нужный шаблон. Программные «примочки» для электрогитары позволяют воспроизвести такой звук, что называется, один в один.
Но все специалисты отмечают, что «железо», каким совершенным ни было программное обеспечение, звучит все-таки реалистичнее. У программ есть только один минус – они строят звук, подгоняя его, так сказать, к идеальному звучанию. А ведь в студии при записи гитарист может использовать и другие приемы, которые ни одна программа, пусть как угодно воссоздающая звук настоящей гитары, повторить не сможет.
Вместо итога
Что приобрести гитаристу? Ранее весьма популярными были «примочки» для электрогитары BOSS, но и в данный момент они не потеряли своей актуальности. DigiTech, Vox StombLab, Zoom – вот далеко не самый полный перечень наиболее популярных производителей. Вообще, что нужно для электрогитары? Драйв, немного хоруса и объема в виде ревербератора. Думается, с такой постановкой вопроса согласится большинство гитаристов. К тому же сегодня купить профессиональную педаль для электрогитары можно достаточно недорого.
Что выбрать? Тут придется отталкиваться от стиля музыки, который предполагается исполнять, ведь для heavy metal подходит одно, а для funk – совершенно другое. И последовательность подключения эффектов и их последующей обработки может быть совершенно разной.
Напоследок стоит отметить еще и простоту переключения между эффектами. Например, легендарный Брайан Мэй предпочитает использовать раздельные педали, смонтированные на одной деке. Современные гитаристы отдают предпочтение процессорам, на которых заранее можно установить автоматическое переключение обработки в заданный временной промежуток. Ну, кому что удобнее.
Программные средства тоже хороши, но вот выглядят они как-то уж слишком идеальными. А ведь должна быть своя изюминка. А ее, увы, ни одна из ныне известных программ воссоздать не сможет.