Выражения, присказки, пословицы и поговорки умирают, исчезают тогда, когда ими перестают пользоваться. Чтобы употреблять устойчивые словосочетания, нужно знать их смысл. Но содержание некоторых выражений от человека ускользает с течением времени. Мы не хотим, чтобы бриллиант народной мудрости «горе луковое» (значение фразеологизма, если говорить конкретно) затерялся в безвестных песчинках столетий, поэтому и поговорим сегодня о нем.
Значение
Так говорят о расстройстве, которое не стоит пролитых слез. Например, маленький ребенок очень любит сладкое, но ту конфету, которую ему дала мама, он потерял. И начал реветь так, что обеспокоил своим поведением весь дом. Что это? Здесь устойчивое словосочетание «горе луковое» (значение фразеологизма будет в дальнейшем только проясняться) подходит как нельзя лучше. Луковые страдания вспоминают тогда, когда наблюдателю кажется, что огорчения не стоят того, чтобы расстраиваться до слез. Но тот, кто плачет, думает в этот трагический момент: «Что он понимает, этот наблюдатель! Не его же конфета пропала!». Вопрос о правомерности слез будет раскрыт ниже и чуть позже, а пока поговорим об овоще, задействованном в присказке.
Причем здесь лук?
Все, кто хоть раз чистил это травянистое растение, не дадут соврать: если делать это ножом, то слез будет много. Нельзя сказать, что в процессе обработки лука человек льет море и океан слез, но если не прибегать к уловкам, то вода из глаз течет постоянно. Нельзя не согласиться и с тем, что у такого «овощного» расстройства нет особенной причины.
Так и с человеком, который беспокоится по пустячному поводу. В реальности, с точки зрения наблюдателя, для слез причин нет: у ребенка отняли конфету или он ее потерял. Школьник получил двойку за контрольную работу в классе или даже в четверти – это все ерунда, хотя, конечно, смотря с чем сравнивать. Надеемся, теперь понятен смысл словосочетания «горе луковое» (значение фразеологизма уже раскрыто).
Об относительности и абсолютности страдания для человека
Допустим, мы поняли, что точкой отчета в проблеме «луковости» выступает внешний наблюдатель. А что делать с тем, кто непосредственно испытывает моральные или физические мучения? Известный психолог Виктор Франкл сказал, что страдания абсолютны. Они заполняют все пространства души вне зависимости от их реального масштаба.
Например, девушка сломала ноготь, или человек терпит голод. В определенной точке субъективного переживания эти страдания равны, хотя с точки зрения обычного человека такое положение дел кажется абсурдным и несправедливым. Но если бы можно было померить градус субъективного напряжения, то в обоих случаях он был бы равен. Поэтому не спешите использовать идиому «горе луковое» (значение фразеологизма обсуждалось чуть выше), когда видите сильные эмоциональные перегрузки другого человека по, как вам кажется, ерундовому поводу. Может быть, для него повод не такой уж и маленький.
Вернемся к ребенку с конфетой. Да, для взрослого это все глупости, подумаешь, конфета. А для малыша сладость – это цель жизни, альфа и омега существования. Представьте, философ нашел универсальный ответ о смысле человеческой жизни и вдруг забыл его! Представляете его отчаяние? Вот так. А говорите, конфета.
Поэтому прежде чем пускать в ход выражение «горе луковое», надо хорошенько подумать. Оно, конечно, утешает, но и обижает тоже.