Как только для защиты от нападений врагов вокруг древних городов стали возводить стены, это послужило толчком для появления штурмовых орудий, основное назначение которых было – такие стены ломать. Давайте рассмотрим их подробнее.
Появление стенобитного орудия
Считается, что первое стенобитное орудие изобретено карфагенскими мастерами – Паферасменом и Герасом. Случилось это приблизительно в 500-м году до н. э., и применили его карфагеняне во время осады Гадиса (Кадиса), города в Испании. Так это или нет, были ли эти мастера первыми изобретателями тарана, точно никто не скажет. Но летописцы тех времен, описывая карфагенские осады, упоминали, что наряду с другими осадными машинами использовалось и стенобитное орудие.
Первые орудия
Древнее стенобитное орудие для пролома ворот или стен, впоследствии названное тараном, представляло собой обычное бревно из ясеня или ели. В таком виде орудие было очень тяжелым, а с учетом того, что нести его нужно было на руках, иногда для его эксплуатации приходилось задействовать до сотни солдат.
Все это было крайне расточительно в плане людских ресурсов и очень неудобно, поэтому в дальнейшем началось его усовершенствование. Стенобитное орудие - таран - первоначально подвесили на специальную раму, а потом установили и на колеса. Пользоваться им в таком виде было гораздо легче. Теперь для того чтобы доставить орудие к месту и раскачать для атаки, требовалось гораздо меньше людей.
Для более эффективной работы на боевой конец бревна крепился металлический наконечник, с виду напоминавший голову барана. Из-за этого боевое бревно зачастую так и называли – «баран». Скорей всего, в старейшей поговорке: «смотрит как баран на новые ворота», имелся в виду именно таран, а не реальное животное.
Но на этом усовершенствования не закончились. Дело в том, что во время атаки со стен города на головы солдат, управляющих тараном, летели камни, стрелы, лился кипяток и горячая смола. Поэтому, чтобы защитить воинов, раму с бревном закрыли сверху навесом, а в дальнейшем и со всех сторон прикрыли щитами. Таким образом, штурмовой отряд, раскачивающий стенобитное орудие, оказывался, хоть как-то защищенным от напастей, падающих и льющихся со стен. Такой крытый таран за внешнюю схожесть с известным пресмыкающимся стали называть «черепахой».
Иногда черепаха представляла собой конструкцию, состоящую из нескольких этажей, каждый из которых имел свой таран. Таким образом, появлялась возможность проламывать стену единовременно на разных уровнях.
Но такое орудие было по понятным причинам очень громоздким и тяжелым, поэтому использовалось нечасто.
Сокол - старинное военное стенобитное орудие
Когда впервые таран появился на Руси, доподлинно не известно, но уже начиная со второй половины XII века, в письменных источниках упоминается о взятии городов «копьем». Можно предположить, что именно тогда, при осадах, в междоусобных войнах, нападающими впервые стал применяться сокол - стенобитное орудие таранного типа.
По сути, сокол не отличался ничем по своей конструкции от известных аналогов. То же самое гладкое голое бревно, подвешенное на цепях или канатах. Правда, иногда дерево заменял цельнометаллический цилиндр. Кстати, по одной из версии высказывание «гол как сокол» пошло именно от ассоциаций с внешним видом русского орудия.
Способы противодействия тарану
Стенобитное орудие, безусловно, было очень эффективным средством штурма, поэтому против его применения также вырабатывалась тактика противодействия:
- Чтобы хоть как-то смягчить удары бревна, со стен на уровень его оголовка спускали мешок, набитый мягким материалом, шерстью или мякиной.
- На головы штурмующего отряда, сопровождающего таран, лились нечистоты, кипяток, горящая смола, масло, летели камни и стрелы. Осажденные старались поджечь деревянную конструкцию орудия.
- На подходах к городским стенам выкапывались рвы и заполнялись водой, через ров перекидывался подъемный мост, который поднимался во время атаки. Такие меры не позволяли подкатить «сокол» к стенам.
- Если выяснялось, что таран к стенам города будет доставляться лошадьми, то на их пути разбрасывались остро заточенные металлические «ежи», которые должны были врезаться в копыта животных там, где они не защищены подковой. Такой способ защиты если и не останавливал полностью атаку тараном, то существенно затруднял дальнейшее ее развитие, давая время для уничтожения штурмующего отряда.
Пороки
Еще один вид древних орудий назывался «пороки». Стенобитные орудия, в традиционном понимании, представляют собой что-то похожее на таран, однако пороки с его конструкцией ничего общего не имели. Так назывались специальные метательные машины.
На Руси использовали два вида пороков – рычажно-пращевые, о которых в летописях упоминается как о пращах, и самострелы – орудия, установленные на специальном станке.
Пращи-пороки
Конструкция пращи представляла собой опорный столб, на котором закреплялся вертлюг (крепление для рычага, которое можно было поворачивать) и собственно сам длинный неравноплечный рычаг.
На длинный конец рычага крепилась праща (ремень с карманом для снаряда), а на другой - веревки, за которые должны были тянуть специально обученные для этого люди – натяжные. То есть в карман пращи заряжался камень (ядро), а натяжные резко дергали за ремни. Рычаг, взлетая вверх, запускал снаряд в нужном направлении. То, что вертлюг с рычагом мог вращаться, позволяло вести практически круговой обстрел, при этом не передвигая всю конструкцию.
Позже ремни с натяжными заменили противовесом, а опорный столб сменила более сложная по конструкции станина.
Такое орудие было гораздо мощнее натяжных метательных машин. Зачастую противовес делали подвижным, что позволяло регулировать дальность стрельбы. В Европе подобное орудие носило название «требуше»
Самострелы-пороки
Конструкция станкового самострельного камнемета принципиально отличалась от пращевых. Внешне он очень похож на большой арбалет, то есть на деревянном основании закреплялся желоб, а в передней его части крепился лук.
Принцип стрельбы также был аналогичен арбалетному, только вместо стрелы в желоб укладывался камень (ядро). Для того чтобы лук мог выдерживать большие нагрузки, его делали из нескольких слоев древесины, комбинируя различные породы дерева. Помимо этого, он оклеивался берестой и обматывался ремнями. Тетива изготавливалась из жил животных или прочной пеньковой веревки.
Боевое обеспечение пороков
Так как метательные машины устанавливались на расстоянии не ближе 100 м до укреплений противника, то они становились практически недосягаемыми для вражеских лучников. Тем не менее, для защиты стрелков управляющих орудием, пороки ограждались частоколом (тыном) и вокруг окапывались рвом.
В качестве снарядов для пороков-пращей могло использоваться практически все что угодно, весом от 3-х и до 200 кг: камни, горшки, заправленные горючей смесью, даже трупы животных. То есть проблем с боеприпасами не было.
С самострелами дело обстояло сложнее. Для них применялись обработанные каменные ядра, размером 20-35 см в диаметре. Во время археологических раскопок находили и стрелы (болты), которые, по-видимому, также использовались для стрельбы. Болт представлял собой металлический стержень с металлическим оперением, весом около 2 кг и длиной 170 см. Есть предположение, что такие стрелы использовались для поджогов, то есть при выстреле несли с собой воспламеняющийся состав.
Оба типа орудий использовались совместно, дополняя друг друга, благодаря чему эффективность атаки увеличивалась в разы. Зачастую именно наличие подобных грозных орудий предопределяло исход всей битвы.