Современное искусство предполагает смешение красок, феерию, которую нельзя воспринимать отстраненно. Одни из ее жанров – хэппенинг. Это в буквальном смысле искусство действия. В нем зритель сам является демиургом. Он не вопрошает «вотс хэппенинг», а активно сам принимает во всем участие, импровизируя и смешивая все известные стили и приемы. Граница между зрителем и художником в современном искусстве практически стирается, создавая иногда впечатление того, что они меняются местами. Хэппенинги зачастую проводятся в многолюдных общественных местах. Например, в метро, на вокзале, городских площадях. Впервые данные мероприятия начали проводиться в 1950-е годы. Среди первых был и Аллан Капроу, автор термина.
Описание
Такая форма современного искусства, как хэппенинг, примеры которой сегодня можно встретить и на светском мероприятии, и на вечеринке, впервые появилась в 1950-1960 годы. Первым ее использовал Джон Кейдж. Его ученик Аллан Капроу придумал название этим «спонтанным и бессистемным театральным событиям». Он предлагал выпить вино на улице с незнакомым простым прохожим. Таков был его первый хэппенинг. Представители этого направления не задумываются над смыслом, поэтому действия могут быть даже настолько простыми, но это все равно искусство. Среди них Бойс, Дайн, Кейдж, Каплан, Ольденбург, Раушенберг, Лебель, Лихтенштейн.
Хэппенинг – это мультидисциплинарный стиль, для которого характерна нелинейность повествования и активное участие в действе аудитории. Автор может продумать ключевые элементы. Однако если все пойдет не в соответствии с его задумкой, то не нужно ничего останавливать и начинать заново. Главное – это процесс, а не результат. Хэппенинг предполагает импровизацию всех действующих лиц. К последним относятся и простые люди, которые проходили мимо. Каждый имеет право на свободу самовыражения за счет творчества. В 1960-е годы термин использовался в более широком значении. Тогда хэппенингом могли называть и формальное мероприятие, и встречу друзей за игрой в бильярд. В принципе, это правильно, поскольку самой целью этого стиля является стирание границ между повседневностью и творчеством. Однако на сегодняшний день чаще используется узкое значение термина.
Перформанс, хэппенинг и другие виды неоискусства: общее и отличия
Еще в 1966 году Раушенберг настаивал на отсутствии критериев для новых художественных форм. Однако пока граница между ними еще не настолько размыта, чтобы совсем их не классифицировать. В различиях – сила. Поскольку современное искусство предполагает создание чего-то совершенно нового, то нам важно понимать, в чем слабости уже существующего.
Хэппенинг появился как направление в 1950-1960-е годы в рамках поп-арта. Десятилетием позже он возник в концептуализме. Для такого направления, как хэппенинг, фото- и видеосъемка не являются обязательными, но и не запрещаются. Однако автор задумки не фиксирует все происходящее, как это принято при проведении перформанса. Для него характерна четкая проработка сценария. Хэппенинг же не предполагает никакого планирования и полностью полагается на интерактивность и импровизацию. Фактически в нем нет автора. Ведь каждый зритель может перевернуть действие с ног на голову.
В перформансе же более важной является творческая реализация позиции художника, а не интеракции между участниками. Хэппенинг превращает повседневность в искусство. Перформанс же предполагает не дублирование обычных действий, а создание нового мира, который должен для зрителей на время заменить реальность. Хэппенинг утверждает свободу самовыражения для каждого человека. Перформанс – только для автора.
Гунтер Закс и его вклад в развитие искусства
Фильм «Хэппенинг в белом» в свое время произвел фурор среди представителей богемы. Однако он так и остался практически неизвестен простому зрителю. Тем не менее именно в этой картине впервые было использовано замедление съемки, к которому современный зритель так привык. Гунтер Закс всегда стремился быть первым во всем. Он начал собирать свою коллекцию современного искусства, когда это еще не было модным. Гунтер познакомил Европу с работами Энди Уорхола, а Америку заставил полюбить Клаудию Шиффер. За свою жизнь он успел отличиться во множестве сфер. Среди них – кинематограф.
В 1972 году Международный олимпийский комитет присудил первую премию его картине «Хэппенинг в белом». Но кинематограф не был единственным увлечением Закса. Он делал блестящие фотографии, занимался спортом, создавал собственные модели одежды, открывал музеи и галереи и даже занимался исследованием астрологии, хотя их значимость и отрицается современной наукой. Гунтер Закс всегда любил экспериментировать. Например, он первым снял для глянцевого журнала обнаженную модель. Фотографии Закса до сих пор выставляются на выставках по всему миру.
Зарождение направления
Впервые Аллан Капроу употребил термин «хэппенинг» в 1957 году для описания действа, проводимого на художественном пикнике на ферме Джорджа Сегала. В 1958-м было опубликовано эссе «Наследие Джексона Поллока». В нем Капроу также использует данный термин. Постепенно он вошел в обиход. Трудность состояла в том, что хэппенинги достаточно тяжело описать. Это может быть все что угодно. Уордрип и Монтфорт дают свое определение данному термину. Хэппенингом принято называть представления и мероприятия, проводимые Алланом Капроу на протяжении 1950-1960 годов и включавшие театральные элементы, но подразумевающие ограниченное вовлечение в действо зрителей. Однако это слишком узкое определение. В 1972 году Гэри Боттинг дал такое толкование: «Хэппенинги отбросили матрицу рассказа и сюжета и заменили ее еще более сложной – инцидента и события».
Капроу был студентом Джона Кейджа. Последний был автором нескольких музыкальных хэппенингов в 1952 году. Поэтому именно Кейджа иногда называют основателем направления. Однако это является достаточно спорным суждением. Поскольку именно Капроу первым соединил музыку и изобразительное искусство. Весь смысл хэппенинга в стирании границы между реальной жизнью и творчеством. А для этого нужна не только музыка, но хотя бы какие-то зрительные образы, а лучше – еще и вкусы, запахи, осязательные элементы. Причем хэппенинг в искусстве не имеет никакого отношения к фантазии автора. Они берутся из реальной жизни, потому что она сама по себе богаче любых, пусть даже самых талантливых, образов воображения.
Постепенно хэппенинг превратился в новый стиль современного искусства. Его «фишкой» стало отсутствие границ между зрителем и автором. Эти роли в обычном смысле слова здесь вообще не существуют. На сегодняшний день хэппенинги достаточно распространены. Их организуют уже не только представители творческой богемы, но и обычные люди. Однако по-прежнему многие даже не слышали о таком направлении. Иногда люди участвуют в таком действе, но даже не задумываются, что приобщились к современному искусству. Однако роль данного стиля постоянно возрастает. В эпоху экономики знаний и информационного общества все большее количество людей стремится самовыразиться. Причем теперь общепринятым является тот факт, что для того, чтобы заниматься искусством, не нужно образование.
Сравнение с пьесами
Хэппенинг – это стиль, который подразумевает органическую связь между творчеством и окружающей средой. Капроу считал, что он позволяет отбросить на короткий миг правильные манеры и познать настоящую жизнь. Причем это решение всегда является спонтанным. Оно может заставить почувствовать себя «грязным». Жизнь не всегда красива, но человек должен ценить все ее проявления. В этом и есть настоящая свобода. И даже в таких условиях есть надежда для развития. У хэппенингов нет философии или сюжета, это чистая импровизация.
Автор может постоянно продумывать ключевые события, однако это вовсе не значит, что они воплотятся в жизнь. Каждый «зритель» является активным участником действа. Поэтому оно может развиваться самым непредсказуемым образом. И в этом нет никакой катастрофы. Если виденье автора не совпало с реальным развитием события, то не нужно все переигрывать. В этом и состоит основное различие с пьесой. Последняя всегда имеет смысл. Каждое слово в пьесе отражает виденье автора. Ее сюжет не отражает поток мыслей аудитории. Зритель пьесы никак не участвует в действии. Он является сторонним наблюдателем, который может свысока оценить ее качество.
Хэппенинг не может провалиться. Участников можно собрать заранее, однако если они не придут, то это не является катастрофой. Всегда можно привлечь зрителей с улицы. С пьесой же дела обстоят совсем иначе. Актерам нужно платить за работу, декорации порой стоят огромных денег, поэтому успех зависит от количества проданных билетов. В хэппенинге гораздо важнее процесс, чем результат. Даже когда реальное действо и задумка автора – это совершенно разные вещи, нельзя сказать, что что-то пошло не так. Ведь результат не важен. Неудачным может быть назван только тот хэппенинг, чей автор настаивает на своем видении, забывая о свободе творчества публики. Отказ от импровизации – это смерть данного стиля.
Как отметил Ред Грум, хэппенинг предполагает, что никто не знает, что именно происходит. И в этом он необычайно похож на реальную жизнь. Если пьеса является законченным произведением, в которое автор заложил определенную мораль, то хэппенинг – это чистая импровизация. Как и в любой другой повседневной ситуации, в этом действе каждый поступает так, как хочет, и потом видит последствия своих решений.
Вклад в развитие цифровых технологий
Хэппенинги способствовали развитию средств коммуникации. Они во многом определили их современный вид. Хэппенинги позволили художникам вовлечь аудиторию в проблемы. Люди смогли участвовать в творчестве в реальном времени. Широко известны музыканты из группы Jass Vision Trio, которые играют джазовые импровизации. Интересной разновидностью является политический хэппенинг. Он ставит под сомнение серьезность власти. Примером могут служить массовые демонстрации квазипартийной организации под названием «Субтропическая Россия». Они выступают за снижение температуры кипения воды до 50 градусов по Цельсию и за изменение климата страны в сторону более теплого. Это своеобразная форма протеста против абсурдности властной структуры и принимаемых в ней решений.
В России
Рассматривая музейный хэппенинг, нельзя не вспомнить питерский «Трикстер». Он разбит на две секции: детскую и взрослую. Музей смеха позволяет посетителем напрямую взаимодействовать с экспонатами. Здесь искусство совмещается с реальной жизнью, давая простому человеку блестящую возможность самовыражения. Еще одним примером проведения хэппенингов в России являются монстрации. Они проводятся во многих городах РФ и странах ближнего зарубежья. Первая монстрация состоялась в 2004-м в Новосибирске. С тех пор они проводятся каждый год. Отличием монстраций от флешмобов и перформансов заключается в отсутствии сценария. Единственное, что сообщается участникам заранее, – это место встречи. Число и так известно – 1 мая каждого года. Участники приносят с собой плакаты, на которых написаны абсурдные лозунги.
Монстрации подвергают сомнению политические демонстрации. Они являются формой протеста, расширяя границы прав и свобод. Хотя лозунги на них и являются аполитичными, но монстрации способствуют повышению социальной активности населения. На сегодняшний день они проводятся ежегодно в таких российских городах, как Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Петрозаводск, Владивосток, Хабаровск, Курск, Красноярск, Омск, Пермь, Томск, Симферополь, Ярославль, Тюмень. Из городов соседних стран можно выделить Кишинев, Ригу и Пекин.
Философия современного искусства
Хэппенинг в искусстве – это не новый стиль, как объяснял Капроу, а волевое действие. Он представляет собой насущную потребность каждого человека. Не так важен профессионализм этого искусства, как его экзистенциальность. Необходимость участия в хэппенингах заложена в самом естестве человека. Капроу считал, что как только художника признали и начали платить за его работу, то он лишается своего права на свободу творчества. Теперь ему приходится постоянно соответствовать вкусам своей публики. Это может не являться его намерением, но так и будет происходить. И в этом нет вины публики. В результате этого его творчество начинает вырождаться, образы – повторяться, а новизна навсегда исчезает. Капроу говорил о том, что задачей публики не является защита свободы самовыражения автора, однако последний вполне может отказаться от славы, если он не знает, как справиться с ее последствиями.
Фестиваль как разновидность хэппенинга
Такие ежегодные события, как Burning Man и ярмарка в Орегоне, способствуют популяризации данного стиля среди обычных людей. Фестивали представляют собой позитивные и успешные примеры хэппенингов. В таких мероприятиях может поучаствовать любой желающий и попытаться создать что-то удивительное и уникальное. Фактически фестиваль не предполагает наличие зрителей в привычном для нас понимании. Кто-то является автором задумки. Но каждый может стать демиургом и изменить ход событий.
Вся красота в спонтанности и импровизации. В этом хэппенинг похож на реальную жизнь. Он фактически и является ею. Ведь здесь нет границы между искусством и жизнью. Однако не все фестивали являются хэппенингами. К этому стилю относятся только те, которые не имеют заранее придуманного сценария. Хорошими примерами являются Burning Man и ярмарка в Орегоне. Каждый год они привлекают десятки тысяч людей, которые желают поделиться с миром и одни с другим своими идеями, воплотив их в жизнь.
Хороший хэппенинг – вдохновляющий!
Аллан Капроу, основатель направления, человек, который в 1950-е годы предлагал людям на улице выпить бокал вина из рук незнакомца и таким образом приобщиться к искусству, написал инструкцию в помощь всем начинающим демиургам. Она неплохо иллюстрирует, что такое хэппенинг. Примеры Капроу вдохновляют и дают пищу для размышления даже людям, далеким от искусства. Вот эта инструкция в сокращении:
- Для начала нужно забыть все, что вы знаете о традиционном искусстве. Нельзя зацикливаться на формах. Современное искусство не предполагает ни написание картин, ни постановку пьес, ни сочинение музыки, ни съемку фильмов. Хэппенинг – это одновременно и все перечисленное сразу, и нечто совершенно новое.
- Грань между жизнью и искусством должна быть как можно тоньше. По-настоящему талантливый хэппенинг заставляет забыть о ее существовании даже самого автора.
- Образы из реальной жизни всегда гораздо глубже, чем те, которые взяты из головы. Поэтому нужно взять реальную ситуацию и превратить ее в искусство. Можно извлечь бесконечно много из простого похода в магазин.
- Эксперимент и нарушение пространства – это черта такой формы современного искусства, как хэппенинг. Театр предполагает единство места и действия. Хэппенинг же можно проводить где угодно. Можно начать на близлежащем проспекте, а закончить в соседнем городе или на другом континенте.
- Все должно происходить в реальном времени. И нет никакой необходимости координировать действия всех участников. В хэппенинге все по-настоящему.
- В действиях не должно быть никакой искусственности. Не нужно думать о золотом сечении, поэтических средствах выразительности речи и математических прогрессиях. Наш мозг и сам вполне способен придать форму естественным вещам.
- Для того чтобы создать хэппенинг, нужно быть частью мира. Нет смысла тратить несколько сотен долларов на наем бульдозера, если он и так где-то укладывает дорогу. Нужно просто отправиться в это место и включить в свой хэппенинг дорожного рабочего. Если же ваша задумка предполагает что-то совершенно нереальное, то от нее лучше сразу отказаться.
- Необходимо сотрудничать с местными властями, а не противостоять им. Так все можно сделать намного проще.
- Смысл хэппенинга не в том, чтобы отточить все действия до совершенства. Это характерно для традиционного искусства. Один раз стартовав, хэппенинг уже не может быть остановлен или начат заново.
- Каждая задумка может быть воплощена в жизнь только один раз.
- Хэппенинг нельзя наблюдать со стороны. В нем нужно активно участвовать, быть вовлеченным физически. Причем это относится не только к «зрителям», но и к автору.
Хэппенинги и перформансы: оценки их художественного содержания
Современное искусство чрезвычайно многолико. Художникам, наконец, удалось отвоевать себе свободу творчества. Теперь они с легкостью ломают стены между жанрами, направлениями и стилями. Но и это не конец. Стиль хэппенинг сломал стену между искусством и реальной жизнью, зрителем и автором. Иногда его рассматривают как разновидность перформанса. Однако это не совсем верно. Конечно же, номинальная граница между двумя этими направлениями современного искусства очень тонка, однако иногда полезно понимать, где же она все-таки проходит. Общим для них является то, что творческий опыт ставится выше конечного результата. Перформанс и хэппенинг в музыке, изображениях, запахах, вкусах, прикосновениях стремится показать первоначальную задумку. Однако каждый участник может перевернуть все с ног на голову. Для обоих стилей характерна ситуативность и эпатажность. Однако самым важным отличием хэппенинга от перформанса является то, что в нем зритель сразу является и демиургом, сюжет создается по ходу на основании импровизаций всех участников действа.
Первоначально оба стиля были достаточно радикальными. Однако сегодня они все больше приобретают характер шоу и часто используются на вечеринках, светских мероприятиях, презентациях. Но если для хэппенинга характерен переход искусства в реальную жизнь, то перформанс, наоборот, предполагает, что повседневность исчезает, уступая место для другого мира, выдуманного автором. Однако в обоих случаях интерпретация зависит от зрителей. Перформанс, хэппенинг и другие виды современного искусства со временем все больше сливаются. Но стирание границ между ними – это положительное явление. Исчезновение излишней догматичности перформанса и бесконтрольности хэппенинга – это путь к еще лучшему взаимодействию между зрителем и автором, повседневной жизнью и искусством.