"Эдсел-Форд": фото, провал

Ровно 60 лет назад руководящие лица американского автомобильного концерна Ford Motor Company сделали официальное заявление о запуске нового автобренда. Название новая компания получила в честь единственного сына легендарного Генри Форда. Сейчас этот период в истории Ford считается провальным. А название дочерней компании Edsel стало синонимом катастрофы. Но это сейчас, а тогда, 19 ноября 1956 года, об этом еще никто не догадывался. Давайте вспомним, почему провалился проект «Эдсел Форд». Это очень интересная история.

Необходимость расширения

В Америке, которая только оправилась от войны, расклад сил на рынке автомобилей казался очень простым. Были игроки из большой детройтской тройки, а также все прочие. Детройтская тройка – это «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер». Но даже если учесть триумф и мощность этих компаний, силы были неравными. Поэтому в конце 40-х годов в городе Дирборне пришли к необходимости создания нового автобренда, который мог бы разместиться между "Фордом" и "Линкольном". В 50-х годах в Ford отчаянно боролись между собой менеджеры-ветераны, которые работали в Дирборне уже несколько десятилетий и молодые, полные амбиций управленцы, что пришли в компанию сразу после окончания войны. Интересно, что самыми первыми про новый бренд и то, как срочно он необходим, заговорили именно в старой гвардии. В начале 50-х годов вице-президент, отвечающий за продажи, Джон Дейвис, на основании маркетинговых исследований и аналитических данных предложил сделать новую линейку среднеразмерных авто в кузовах седан, спорткупе, хардтоп и кабриолет.

 эдсел форд

На это молодые управленцы ответили, что сильно сомневаются в успехе и эффективности нового проекта, немного подумали и представили свое видение. Концепцию предложил, пожалуй, самый удачливый и самый влиятельный молодой топ-менеджер Френсис Рейт. Да, новая дочерняя компания необходима. Однако бренд должен появиться на рынке на год раньше. И самое главное – он должен состоять из двух различных по размерам модельных рядов. Компактное семейство моделей войдет в нишу между бюджетными «Меркури» и «Форд». Машины побольше найдут свое место между «Линкольном» и «Кадиллаком».

Герой дня

План этот показался довольно амбициозным и рискованным. По расчетам специалистов, реализация его позволит увеличить долю рынка к концу десятилетия на целых 20 процентов. Особую роль здесь сыграло и то, что создатель концепции смог заключить выгодную для Ford сделку в Европе.

эдсел форд фото

Он буквально тонул в лучах славы, был настоящим героем. В итоге на совете директоров план одобрили.

Новые лица

Вначале новый автомобильный бренд назывался просто и неказисто – E-car, или экспериментальный автомобиль. Позже это будет машина «Эдсел». Автомобиль должны были разрабатывать полностью с нуля. Планировалось создать собственные кузова и двигатели. Но это оказалось очень дорого. И тогда было принято решение использовать то, что есть. Это стандартные модели «Форд» и «Меркури». При этом дизайнерам в отделе перспективных проектов строго приказали изготовить то, чего еще никогда не было. Они должны были сделать такой автомобиль, который не похож ни на что другое. Над реализацией проекта работал молодой и талантливый дизайнер Рой Браун. Задача на первый взгляд казалась невыполнимой. Однако E-car получился в срок и точно по заказу. Взгляните, как выглядел экспериментальный автомобиль, а позже «Эдсел Форд». Фото представлено в нашей статье.

автомобиль форд эдсел

Позже Браун рассказывал, что работа над этим проектом начиналась очень неожиданно. Дизайнеры на улице внимательно разглядывали все автомобили, проезжающие мимо. Затем во всех них была замечена одна черта – это передняя часть, которая напоминала пасть хищника. Именно с решетки радиатора начали работу дизайнеры, ведь это настоящее лицо автомобиля во всех смыслах. Особое внимание уделили вертикальному элементу вместо горизонтального. То, что в результате получилось, выглядело очень свежо и интересно. Это сильно выделяло машину в потоке. Вторая яркая черта – задняя оптика. Браун подошел к решению оригинально и разместил фонари стоп-сигналов очень высоко.

эдсел автомобиль

Кроме этого, они были стилизованы под бумеранги. Необычными казались и задние крылья. Когда была представлена первая готовая полноразмерная модель из стеклопластика начальству компании (15 июня 1955 года), зал еще долго не мог успокоиться от восторга.

Технические характеристики

Благодаря эффектному дизайну экспериментальный автомобиль сильно выделялся из толпы. А вот что касается технической части, то здесь все было аналогично серийным моделям Mercury и Ford, кроме пары уникальных деталей.

 машина эдсел

В автомобиле E-car, название которого позже сменили на «Эдсел Форд», были двигатели V8 с особенными для новых моделей объемами в 5,9 л и 6,7 л. Силовые агрегаты укомплектовывались трехступенчатой автоматической трансмиссией вместе с уникальнейшими кнопками, которые находились на ступице руля. В остальном это стандартный комплект из «фордовских» деталей – рамная платформа, независимая подвеска спереди, масляные амортизаторы, рессоры сзади, червячное рулевое управление, барабанные тормоза на всех четырех колесах.

У первенца должно быть имя

У компании оставалась лишь одна маленькая деталь – машина была без имени. Интересно, что самый первый вариант, который предложил кто-то из топ-менеджеров, был именно Ford Edsel. Но сыну Генри Форда была неприятна мысль, что это имя будет каждый день мелькать на колесных колпаках по всей Америке.

 ford edsel

Сын умер в 1943 году, так и не сыграв серьезной роли в истории компании. А тем временем поиск имени стал проблемой номер один. Всего было предложено более тысячи различных имен, но ни одно из них не пришлось по вкусу. В отчаянии даже пришлось обращаться к поэтессе, которая тоже, кстати, успеха не добилась. В итоге работ удалось утвердить несколько названий – Ranger, Corsair, Paser и Citation. Выбрать что-то одно не получилось, и, в конце концов, один из представителей совета директоров решил назвать линейку «Эдсел Форд».

Выход в свет

Первые модели «Эдсел» появились в продаже 4 сентября 1957 года. Была проведена очень громкая рекламная кампания. Маркетологи представили новые модели не просто как новые автомобили. Проект был показан публике как уникальный и принципиально новый автомобиль «Форд Эдсел».

 ford edsel провал

Но в реальности отличий от серийных "Фордов" и "Меркури" было очень мало. Несколько хороших и в чем-то даже инновационных деталей не могли убрать с глаз эти сходства, которые очень расходились с тем, что говорилось об автомобилях в рекламе. В продажу пошли четыре версии «Эдсел Форд». Это огромные Citation и Corsair, которые создавались на базе "Меркури", и небольшие Pacer и Ranger, основанные на Ford.

Все пропало…

Компании удалось продать только около 63 тысяч экземпляров за первый год. Эта цифра очень маленькая, особенно если учитывать, сколько было вложено в разработку. В 1959 году продажи упали еще больше. 19 ноября 1959 года в Ford решили закрыть компанию «Эдсел».

эдсел форд

Компания понесла огромные убытки. Автолюбители ругали «Эдсел». Автомобиль не нравился обывателю из-за низкого качества сборки и дизайна, который похож на уже существующие модели. Не нравилось покупателю и название. Ничего не оставалось, как полностью свернуть производство, что и было сделано в 1959 году. Именно тогда прекратили выпуск больших версий автомобилей. Но и это не пошло на пользу. Несмотря на радикальный дизайн и улучшенное качество, машину все же не покупали.

Вот он – конец

19 ноября 1959 года в «Форд Мотор Компани» решили полностью закрыть проект Ford Edsel. Провал сегодня объясняют плохим, неправильным, агрессивным маркетингом. И это хороший урок для сегодняшних автомобильных брендов, которые иногда создают нечто, что не пользуется спросом.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представлял американский автомобиль «Форд Эдсел». Как видите, даже такие знаменитые производители, как «Форд», иногда терпят убытки, несмотря на большие вложения в разработку автомобиля и на его рекламную кампанию. Общие финансовые потери у "Форда" составили 250 миллионов долларов (по состоянию на 50-е), что по сегодняшним меркам составляет около двух миллиардов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.