Если сравнивать переднюю часть автомобиля с лицом, то его глаза – фары, а решетка радиатора исполняет роль обаятельной улыбки. Более того, она придает машинам каждой марки своеобразное фамильное сходство. Проходят годы, десятилетия, а порой и века, но по форме этого конструктивного элемента даже издалека можно определить фирму-изготовителя. Дизайнеры, какими бы авангардными проектами они ни грезили, бережно относятся к очертаниям этого сверкающего никелированного или хромированного символа принадлежности своего детища к славному семейству.
Примером традиционности оформления внешнего облика автомобиля может служить решетка радиатора BMW, состоящая из двух симметрично расположенных сегментов с закругленными очертаниями. Она может располагаться под разным углом, быть более растянутой, но стилистическое единство всех моделей этой марки выдерживается безупречно. Эмблема лишь скромно, но с достоинством дополняет дизайн "передка".
Еще одна решетка радиатора, ставшая визитной карточкой, – классическая и одна из старейших. Характерна она для автомобилей, выпускаемых британской фирмой "Роллс-Ройс". Вертикально расположенный прямоугольник венчается двумя наклонными скатами, наподобие нарисованного ребенком домика. Консерватизм автопроизводителя из Туманного Альбиона подчеркивает давнюю репутацию и символизирует вызывающую роскошь. Спрашивать, каков у этого автомобиля расход бензина, считается верхом неприличия.
Фирма "Даймлер-Бенц" тоже снабдила свою продукцию неповторимым элементом, гарантирующим ее узнавание на дорогах всех континентов. Решетка радиатора Мерседеса прямоугольная, со скругленным верхом, ее композиция содержит знаменитый руль, расположенный или на ней, или сверху. Для спортивных моделей дизайн слегка изменен, форма воздухозаборника сплюснута, но, благодаря более крупному металлическому логотипу и общей стилистике, "мерс" нельзя спутать ни с какой другой машиной.
Молодые производители ищут свои дизайнерские стилистические решения в надежде на то, что когда-нибудь и их продукция станет столь же престижной, как и та, что сегодня гордо несет символику известных марок.
Но не только для красоты служит решетка радиатора, у нее есть и вполне утилитарное, практическое назначение. Радиатор и охлаждающий вентилятор нуждаются в защите от разных ненужных механических воздействий, мусора и всего того, что может попасть в двигательный отсек при движении, особенно по бездорожью.
Некоторые автовладельцы, стремясь улучшить динамические характеристики своего «железного коня», вносят конструктивные изменения в его силовую установку. Иногда такой апгрейд приводит к тому, что и внешне автомобиль становится не то чтобы неузнаваемым, но другим. Тюнинг решетки радиатора, как правило, нужен при повышении требований к системе охлаждения. При установке системы турбонаддува, увеличивается потребление воздуха, что опять же вызывает увеличение геометрических размеров решетки.
Кроме технических причин, существуют и эстетические, например, стремление придать машине более агрессивный вид.