Ради успеха в работе, бизнесе и личной жизни порой недостаточно уметь устанавливать контакт с окружающими людьми и противостоять манипуляторам. Иногда нужно уметь идти в наступление.
Этот интересный и очень привлекательный для властолюбивых людей вопрос – как управлять людьми – всегда волновал представителей разных профессий: менеджеров, политиков, сектантов, психотерапевтов, бизнесменов. Высокая потребность в подобных знаниях обеспечила изучение вопроса несколькими науками: прежде всего, менеджментом и психологией.
И сегодня вопрос – как управлять людьми, имеет несколько ответов. Манипуляции же составляют 90% из всех рассмотренных человечеством способов управления людьми. Они действенны и просты, поскольку основываются на психологических законах. Каждый человек подвержен чувствам: мы порой бываем честолюбивы, и каждый жаждет признания, уважения. На этом и играют манипуляторы – на основных чувствах и потребностях человека.
Оставшиеся 10% можно отдать по праву так называемым «энергетическим системам». Как считают приверженцы этой странной теории (научно необоснованной): в мире существует высший разум и, прикоснувшись к нему, можно вырваться из паразитирующих связей и стать управленцем своей жизни, судьбы и окружающих людей. Энергетическим паразитом называют приверженцы данной теории тех, кто научился подключаться к энергии окружающих людей, питаться ею во благо себе. Эта идейная теория не основывается на научно выведенных и доказанных закономерностях человеческого поведения, в отличие от манипуляций. Но существует она до сих пор и так нравиться большинству несведущих людей лишь потому, что обещает быстрый результат. Но, увы, только практика и психологические знания могут дать вам то, что вы хотите.
Умение управлять людьми – это половина успеха во всех сферах жизни человека. Неудивительно, что всем хочется владеть в совершенстве данными методами.
Отсюда и новый вопрос – как научиться управлять людьми? Ответ психолога будет однозначным: манипулировать в крайних случаях и никогда не вредить. Таков главный принцип работы приверженцев гуманной науки. Однако представители других профессий пренебрегают этим напутствием. И менеджеров, и политиков интересует только 100% результат достижения поставленной цели.
Поэтому в действие идут не только простые манипуляции (плохо завуалированные, играющие на чувствах, присущих каждому, например, на желании нравиться, быть признанным), но и сложные психологические атаки, направленные на конкретного человека с учетом его психологических особенностей. Атака называется так ещё и потому, что её сила нарастает со временем, обеспечивая стойкий результат целенаправленного воздействия на другого человека. Самый «скромный» пример такой атаки заключен в известном афоризме: «Ложь, повторенная неоднократно, становиться истиной».
В последние годы активно издавались аудиокурсы, книги, описывающие разнообразные приемы манипулирования, разрабатывались и специальные программы тренингов (например, техника продаж или приемы эффективного общения риелтора с клиентами). Последний способ обучения наиболее действенный. В группе людей, жаждущих научиться манипуляциям, каждый участник тренинга на практике обретает нужные умения. Останется только довести их до уровня навыков.
Да, есть несколько приёмов, как управлять людьми. Освоить их вполне возможно. Стоит только постоянно тренироваться на всех окружающих, сначала ради опыта, а потом ради конкретной главной цели. Но стоит ли это того? Ведь умный человек не попадется на манипуляции (по крайней мере, простые), и тогда вы потеряете доверие родных, близких, друзей, коллег, партнеров…
Гораздо лучше учиться договариваться, честно обсуждая проблемы, свои потребности с близкими людьми и даже партнёрами. Именно так строятся самые крепкие отношения: на взаимопонимании (ищите общий язык), на умении пойти на компромисс (точки соприкосновения интересов), на умении изложить свою точку зрения и принять чужую.
К тому же власть над другими опасна. Она кружит голову, и вы постепенно теряете человечность: способность сочувствовать, сопереживать. Во главу угла ставятся только собственные интересы. Но всегда нужно помнить, поддаются управлению не слабые люди. У каждого бывает момент слабости. И когда-нибудь манипулятор встретит более сильную личность и тоже станет жертвой…
Поэтому вместо поиска ответа на вопрос, как управлять людьми, лучше учиться защищаться от манипуляторов и поощрять честность, ценить доверительные отношения.