Кто в детстве не зачитывался произведениями Ф. Купера, М. Рида и других писателей, чьи романы были полны захватывающих приключений, героями которых становились бледнолицые покорители дикого Запада и краснокожие хозяева прерий. Одни из них – команчи (индейцы), история которых на протяжении 170-ти лет связана с непрестанной борьбой против подступавшей к ним цивилизации, получили известность, как наиболее яркие представители этого уникального этноса.
Пришельцы от Скалистых гор
Команчи – индейцы, являющиеся исконными жителями Североамериканского континента. Своё происхождение они берут от южной группы шошонов – народности, проживавшей некогда в восточной части нынешнего штата Вайоминг. Контролировавшие в своё время значительные земли, сегодня они размещаются главным образом на территории Оклахомы.
Известно, что в XVII-XVIII веке результатом активной колонизации Америки европейцами стало вынужденное переселение племён команчей с восточных предгорий Скалистых гор (ныне западная часть США и Канады) на берега реки Норт-Платт, протекающей по территориям современных штатов Небраска, Вайоминг и Колорадо.
Примерно в это время команчи научились использовать лошадей для верховой езды, и это в значительной степени подтолкнуло их к началу переселения. По некоторым данным, численность их племён в начале XIX века достигала 10-12 тыс. человек.
Народ, готовый сражаться
На протяжении длительного времени учёные не могут прийти к общему мнению по поводу происхождения названия племени команчей. На этот счёт существуют разные точки зрения, но наиболее распространённая из них сводится к тому, что оно является производным от юто-ацтекского слова «команция», что в переводе означает «враги», или, если быть более точным – «Тот, кто всегда готов со мной сражаться».
Следует заметить, однако, что этим термином юты обозначали вообще всех своих соседей, с которыми они враждовали. Среди них были кайовы, шайены, племена арапахо и прочие жители прерии. Но, так исторически сложилось, что основными их противниками были всё же команчи – индейцы, расширявшие свои владения путём захвата чужих территорий.
Змеи, ползущие по собственному следу
Характерно, однако, что на просторах Южных равнин среди прочих их обитателей, команчи часто именовались «змеями». Один из нынешних их вождей – Куана Паркер, в объяснение этому приводит старинную легенду, рассказывающую о том, как однажды в давние времена его соплеменники отправились на поиски новых охотничьих угодий. Случилось так, что на пути их миграции оказался горный хребет, который следовало перейти, но многие из индейцев сочли разумным повернуть обратно, так как полагали, что не все смогут перенести тяготы длительного подъёма.
На совете племени тогдашний вождь упрекнул их в малодушии и окрестил змеями, пятящимися назад по своему следу. По другой версии повернуть назад индейцев заставили многочисленные стаи волков, обитавших в тех краях. В любом случае это прозвище оказалось живучим, и было подхвачено многими недругами команчей.
Непревзойдённые войны
Бытует мнение, что среди прочих индейских племён, населявших некогда территорию Южных равнин, самыми воинственными были именно команчи. С момента своего появления в этих землях они постоянно вели вражду как с прочими краснокожими обитателями, так и с появившимися несколько позже бледнолицыми пришельцами.
Неслучайно команчи вошли в историю, как признанные бойцы Южных равнин, долгое время наводившие ужас на всех поселенцев, дерзнувших обосноваться на их территориях. Сравнительно поздно освоившие верховую езду, они очень скоро достигли в ней необычайного мастерства. Так же быстро индейцы научились пользоваться и попавшими в их руки французскими ружьями, метко целясь и перезаряжая с необыкновенной скоростью.
Из воспоминаний боевого офицера
Офицер армии США Ричард Додж, активно участвовавший в Индейских войнах второй половины XIX века, в своих воспоминаниях называл их «современными спартанцами». Про индейцев команчи автор пишет, что они никогда не сдавались в плен и сохраняли присутствие духа до самой смерти. То же в полной мере относится, по его словам, и к женщинам. На Южных равнинах команчи оказались единственным краснокожим племенем, сумевшим противостоять экспансии белых колонизаторов в течение почти 170 лет.
Далее Ричард Додж пишет, что, предпочитая смерть плену, команчи и сами никогда не брали в плен тех, с кем вели борьбу. Исключение делалось лишь для женщин и детей. Причём если ребёнок был ещё очень мал возрастом, то усыновлялся захватившим его воином, и, вырастая в новой семье, начинал считать его своим отцом. Количество таких пленённых и выращенных детей определяло статус члена племени и возвышало его боевые заслуги.
По свидетельству многих, кто общался с краснокожими обитателями Южных равнин, команчи – индейцы-воины, не лишённые в то же время и деловых качеств. Примером тому может служить широко развёрнутая ими торговля лошадьми, являвшимися в ту эпоху основным средством передвижения. Это особенно следует отметить, так как сами индейцы освоили коневодство значительно позже многих других народов.
Трезвенники с Дикого Запада
Ещё одной характерной особенностью команчей является их категорический отказ от употребления спиртного. Исторический факт – нарушение сухого закона приравнивалось ими к наиболее тяжким преступлениям, и виновный подвергался строжайшему наказанию, вплоть до изгнания. Представителей же других племён, охотно покупавших у бледнолицых братьев «огненную воду», они попросту презирали.
В связи с этим вопрос известной телевикторины: «От какого недуга индейцы команчи использовали настойку кактуса?», предполагавший ответ – от похмелья, теряет смысл и попадает в разряд досужих вымыслов. Трезвеннику, как известно, похмелье не грозит.
Пять независимых племён команчей
По своей структуре команчи – индейцы, представлявшие собой не единый народ, а являвшиеся совокупностью отдельных, не зависящих друг от друга племён, каждое из которых состояло из нескольких общин. Лишь наиболее многочисленные племенные образования имели свои постоянные названия, позволившие им, таким образом, сохраниться на страницах истории.
В конце XVIII века испанцы, колонизировавшие значительную часть Новой Мексики, условно делили их, в соответствии с районами проживания, на три самостоятельные ветви – южную, северную и центральную. В целом же исследователи выделяют пять основных племён, обитавших на территории Южной равнины во второй половине XIX века и делившихся на пенатеков, котсотеков, нокони, ямпариков и квахади. Весьма любопытно будет остановиться подробнее на каждом из этих племён.
О «поедателях мёда»
Название первой из перечисленных групп – пенатеки - переводится с их родного языка как «поедатели мёда». Сегодня трудно сказать, лежали в его основе их гастрономические пристрастия, или оно заключало в себе лишь поэтическую метафору. Об этом племени известно, что оно было самым многочисленным среди всех прочих и первым столкнулось с белыми колонизаторами.
Как рассказывают сами пенатеки, когда-то в давние времена их предки, мигрируя по просторам прерий, ушли так далеко на юг, что с тех пор утратили связь с прочими команчами. Кстати, на их репутации лежит неизгладимое пятно – в XIX веке, несмотря на всю свою хвалёную независимость, они активно помогали армии США вести войну против своих сородичей.
Любители бизонов и их беспокойные соседи
Следующими в приведённом выше списке идут консотеки. В отличие от сладкоежек-пенатеков, это были «поедателями бизонов», так, по крайней мере, переводится название их племени. Об этих гурманах мало что известно. Сохранились лишь данные о том, что жили они между реками Ред-Ривер и Рио-Пекос, и своей численностью достигали 7-8 тыс. человек.
Их ближайшими соседями являлись индейцы племени нокони. На юто-ацтекском языке это означает «те, кто поворачивается». Своё название члены племени вполне оправдывали, поскольку постоянно кочевали и, по утверждению всех, кто с ними имел дело, отличались весьма беспокойным характером. В своё время губернатор Новой Мексики писал о том, что встретить их можно, вероятнее всего, на территории между реками Арканзас и Ред-Ривер, и что они представляют собой центральную ветвь местных команчей.
Ещё два родственных племени
О племени ямпарики (поедатели реки Ямпа) можно сказать также немного. Жили они на берегах вышеуказанной реки, и как все команчи, индейцы этого племени отличались крайней воинственностью, что становились причиной их постоянных конфликтов с окружающими.
И, наконец, последняя из перечисленных групп – квахади. Это название переводится как «антилопа», и дано было неслучайно, поскольку племя кочевало по бескрайним равнинам, являвшимся излюбленным местом обитания этих животных.
Образ индейцев в современной массовой культуре
С периода освоения американцами Дикого Запада его краснокожие обитатели не сходят со страниц приключенческих романов. Их постоянными персонажами стали апачи, ирокезы, магикане и, разумеется, команчи. Индейцы – это также герои множества приключенческих кинолент. Среди них выделился и приобрёл немалую популярность особый жанр – вестерн, включающий в себя сюжеты, где непременными участниками являются ковбой и краснокожие жители диких прерий. Большую известность в своё время приобрели фильмы про индейцев – "Луна команчей", «Чингачгук – Большой Змей», «Золото Маккенны» и многие другие.
Воины минувших времён
Подлинные фото индейцев команчи, помещённые в статье, сделаны, главным образом в конце XIX века и представляют этих коренных жителей Америки в их естественной среде. Сегодня потомков прежних хозяев прерий можно встретить, как было сказано в начале статьи, на территории штата Оклахома, где они селятся в специально отведённых для них резервациях. Те из них, кто не смог или не пожелал адаптироваться к условиям современной цивилизации, сохраняют прежний уклад жизни и неплохо зарабатывают, став частью туристической индустрии.