Почему маршруты самолетов не строятся по прямой? Отчего назад лететь всегда быстрее и где можно увидеть летящий самолет онлайн? Об этом и расскажет данная статья.
Следим за полетом
Если вам интересно увидеть, как летают самолеты, маршруты полетов и не только, можно посмотреть на сервисах типа Flightradar. Увлекательно следить онлайн за передвижением всех авиалайнеров мира – данные на серверах обновляются каждые полминуты. Кроме наблюдения за фигуркой самолета, можно узнать и набор информации о нем:
- бортномер и принадлежность к авиакомпании;
- фото;
- текущую скорость и высоту;
- пункт А и пункт Б;
- пройденное от аэропорта расстояние и многое другое.
Ни президентские борты, ни военная авиатехника на этих сервисах отражаться не будут – только маршруты пассажирских самолетов.
Траектория: прямая или кривая?
По какой траектории перемещаются воздушные суда? У тех, кто увидел онлайн маршруты самолетов, да и у часто летающих людей, появляется впечатление, что самолет летит по дуге, что совсем странно – неужели "неба мало"? Однако, еще раз взглянув на линию полета, вы заметите, что дуга верхней частью стремится к полюсу. Самолет совершенно логично передвигается прямо, но при проекции круглой Земли на плоский экран вместо прямой выходит кривая. Верность этой теории можно подтвердить с помощью ученического глобуса и нитки, натянутой между двумя городами.
Но маршруты самолетов – не сплошная прямая. Воздушная трасса – это набор прямых между контрольными точками, которые хоть и выстроены так, чтобы сделать расстояние полета минимальным, но все равно не вычерчивают его идеально ровным. За такие точки принимают как радиомаяки, так и определенные географические координаты. Их названия состоят из запоминающихся пятибуквенных сочетаний.
Важно и то, что для двухдвигательных самолетов (а их становится все больше и больше) маршрут должен строиться таким образом, чтобы в случае отказа одного двигателя борт смог "дотянуть" до ближайшего аэропорта. Следовательно, его трасса будет прокладываться так, чтобы в какой-то мере огибать полюсы, пустыни и океаны.
А как быть с тем, что полет в одну сторону всегда короче, чем в другую? Пассажиры пытаются, каждый по-своему, объяснить феномен, вплоть до того, что на это влияет вращение планеты. Причина же здесь в ветрах. На той высоте, что построены маршруты самолетов, в своем преимуществе воздушные массы движутся с запада на восток. Поэтому при попутном ветре скорость летательного аппарата увеличивается, а при ветре "в нос" замедляется.
Маршруты в аэропорту
Причиной, почему самолет садится в аэропорту именно на эту полосу, а не на иную, тоже является ветер. Как при взлете, так и при посадке он должен быть встречным, в крайнем случае, боковым. При попутном – скорость воздушного аппарата увеличивается, и ему может просто не хватить длины ВПП. Поэтому каждая из них имеет свой маркированный номер.
На маршруты самолетов в районе аэропорта действует и внушительный ряд ограничений: запрет на полеты непосредственно над городом или над спецобъектом – режимным учреждением или элитным жильем, обитателей которого нервирует постоянный шум двигателей над домом.