"Автотюн", если перевести английский термин Auto Tune, означает какую-то автоматическую настройку. В музыке в большинстве случаев под этим термином принято понимать средства обработки вокала в плане исправления некорректно спетых нот. Грубо говоря, "Автотюн" – это именно то, что использует большинство вокалистов для приведения спетой партии в нормальный слушаемый вид. А то ведь большинство «попсовиков», поющих под фонограмму, нормально исполнить вокальную партию, как оказывается, неспособны. Естественно, в студиях для придания вокалу коммерческого или профессионального звучания и используются программы-выравниватели.
"Автотюн" – это что за плагин?
Одной из самых популярных является программа Antares AUTO-TUNE, выполненная в виде плагинов формата VST, RTAS и DX, которую можно использовать в любой DAW-студии, поддерживающей данный формат (FL Studio, Cubase, PreSonus Studio One, Cakewalk Sonar и т.д.).
![автотюн это](http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/1659861.jpg)
Сам процесс автотюн – это выравнивание вокала по нотам в выбранной тональности. Практически все программы этого типа позволяют задавать начальные условия в распознавании голоса и его тембра (мужской, женский, детский, сопрано, бас и т.д.).
Общие принципы работы программ выравнивания вокала
"Автотюн" на русском языке в виде подключаемых к студиям плагинов найти вряд ли получится. Тем не менее даже при минимальных знаниях английского разобраться с программным модулем Antares труда не составит.
![автотюн на русском](http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/1659862.jpg)
За основу возьмем FL Studio и будем отталкиваться именно от действий, совершаемых в этой программной среде.
"Автотюн" для FL Studio
Исходим из того, что вокальный трек уже записан (либо в самой программе, либо в другом редакторе).
![как сделать автотюн](http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/1659863.jpg)
После установки плагина в VST-директорию программы, его нужно активировать путем поиска (быстрого обновления листа дополнений Fast Scan). Далее перетаскиванием или через правый клик следует добавить его в виде эффекта на соответствующую дорожку пульта, после чего и можно приступать к решению вопроса о том, как пользоваться автотюном.
Основные настройки и параметры Antares AUTO-TUNE
Первым делом нужно определить, какой тип вокала соответствует записанному аудио-треку. Для этого используется кнопка Input Type. Затем стоит прослушать вокал без обработки с настройками по умолчанию. Если он на «живой» не тянет, придется установить тональность (Key) и вид используемой гармонической последовательности (лада) для более точного определения смещения нот в ту или иную сторону. Например, до мажор с хроматической последовательностью.
![автотюн для fl studio](http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/1659864.jpg)
В процессе редактирования можно использовать настройки вроде Humanize, а проще говоря, добавления некой реалистичности исполнению (это – по желанию, но переусердствовать не стоит, а то проявится эффект хоруса или даже флэнджера).
В принципе, автоматическая настройка может использоваться, но в самом плагине имеется еще специальный графический редактор, в котором все действия по выравниванию вокала можно выполнить вручную. Звучать это будет явно лучше.
Альтернатива в виде приложения Melodyne
Но оригинальный Antares Автотюн – это лишь самое простое средство обработки голосовой партии, которое, хоть и является достаточно простым в использовании, тем не менее имеет ряд существенных недостатков. Ну сколько можно подтянуть с его помощью? Ну четверть тона, ну полтона в максимуме (рядом стоящие ноты), не более. Программа, собственно, на более широкие диапазоны не рассчитана изначально.
![как пользоваться автотюном](http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/1659865.jpg)
Но вот когда требуется профессиональное редактирование, тут на помощь приходит, пожалуй, самая мощная утилита современности под названием Melodyne (она устанавливается и как плагин, и как независимая программа Standalone). В ней возможностей куда больше, чем у Antares.
Можно запросто перемещать вокальные куски по нотам, не опасаясь, что изменится качество звучания (в разумных пределах, конечно). Кроме подтягивания вокала, можно применять и специальные функции выравнивания нот (Quantize), несколько алгоритмов автоматической обработки на выбор, коррекцию темпа, нотный и звуковой редактор, встроенные эффекты и многое другое.
Альтернатива всем программам-настройщикам
Добиться качественного звучания в том же редакторе FL Studio даже с применением плагинов вроде Antares или Melodyne не получится. По крайней мере, продакшн и пост-продакшн должны производиться при помощи совершенно других приложений уровнем выше.
Редактирование звука придется производить при помощи редакторов вроде Sound Forge или Audition. В программах этого типа редактирование ограничено возможностями самих приложений только потому, что они не представляют трек в волновом виде, но это и плюс.
![как пользоваться автотюном](http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/1659894.jpg)
Любой продюсер скажет, что именно в волновом представлении аудио и нужно редактировать. Если не знаете, как это сделать, можно использовать даже простейшие программы настройки звука. Для начала стоит разобраться с утилитой Audacity. Она достаточно проста в использовании. Но при ее освоении можно приступать к изучению вещей более серьезных.
Опять же, нужно видеть разницу между работой волновых редакторов и выпрямителей вроде выше означенных утилит. Даже в реакторах типа Adobe Audition в виде волны можно открыть любой трек и любого формата. Но в них изначально редактирование высоты тона построено на несколько иных принципах, которые, кстати, превышают возможности стандартных плагинов.
Вместо итога
Остается добавить, что вопрос того, как сделать автотюн в общем понимании происходящих процессов, причем, вне зависимости от используемого программного обеспечения, не так уж и сложен. На то и созданы такие автоматизированные утилиты. Другое дело – спеть так, чтобы потребовалось минимальное вмешательство (а оно потребуется в любом случае), которое сведется не к выравниванию вокала в плане некорректно спетых нот, а только к редактированию общего уровня громкости или использованию накладываемых эффектов. И выше представленные программы, как бы многим этого ни хотелось, в режиме реального времени не работают, то есть, для концертных выступлений с моментальным эффектом «дотягивания» не подойдут.
Для таких концертов придется использовать гибридные программы, способные работать в режиме совмещения поступающего, воспроизводимого в данный отрезок времени и выходного сигнала. Это не всегда работает корректно, особенно, если учесть задержку между входным и выходным сигналом, например, на концерте при разнице звучания мониторов на сцене и выходным порталом, который может давать отражение звука по залу.
И гений, парадоксов друг."