Наверняка каждый человек хоть раз слышал такое название местности, как Тмутаракань. Почему-то принято считать, что оно нарицательное. А ассоциации с этим наименованием - "глушь", "захолустье" или "глухая провинция". На самом деле населенный пункт, носящий это имя, существовал на территории сегодняшнего Таманского полуострова. Участок земли, который разделяет два моря (Чёрное и Азовское), изрезан множеством лиманов. А расположен здесь только один район - Темрюкский. Его административный центр - город Темрюк.
История
Еще в XIV веке на территории современного города находилась Копа - генуэзская колония. В конце XV - начале XVI века ее сменил город Тумнев, входящий в состав Крымского ханства. Несколько столетий назад (в 1556 году) кабардинский князь Темрюк Идарович построил крепость и назвал ее своим именем. Не прошло и двадцати лет, как крепость вновь перешла к крымскому хану и была переименована - теперь эту территорию называли Адисом. Спустя три столетия после основания поселение получило статус города. Кстати, всего за 10 лет население города увеличилось практически в два раза: в 1860 году здесь проживало 4500 тысяч человек, а в 1970 - уже порядка 8500.
Морской порт Темрюк
Всего в 4-х километрах от города Темрюк находится одноименный морской порт. Он расположен там, где в Азовское море впадает самая многоводная река края Кубань. Появился этот порт по указу Александра II 31 марта 1860 года. В документе император говорит, что на Азовском море открывается порт, а рядом с ним учреждается портовый город Темрюк.
Появление морских ворот стало мощным толчком к развитию города. В 1861 году здесь была открыта почтовая контора, спустя четыре года появилась телеграфная станция. Прошло еще пять лет, и в Темрюке был учрежден городской общественный банк. Тогда же в городе стал действовать Индо-Европейский телеграф. Активно развивающееся судоходство стало причиной того, что на строительство закрытого порта было ассигновано 450000 рублей. Во время работ рукав реки Кубань огородили от канала и соединили с морем. Когда возведение порта было завершено, в городе проживало уже 15 тысяч человек. Порт Темрюк стал ведущим предприятием на данной территории. Здесь открылись представительства компаний из Греции и Франции.
Проблемы навигации
На протяжении нескольких десятилетий основной проблемой порта была высокая заносимость. Из-за существенных наносов песка порт был доступен только для мелкосидящих судов. Углубить дно пытались неоднократно, но желаемые результаты достигнуты не были. Чтобы решить эту проблему, были нужны средства. Причем сумма была настолько велика, что на нее можно было построить новый порт. Первая мировая война, революция и хозяйственный развал Советского Союза отсрочили решение портовых проблем.
На протяжении четырнадцати лет (с 1935 по 1949 год) морской порт Темрюк был собственностью Министерства морфлота СССР. Летом 1949 года он был передан в ведение Министерства рыбного хозяйства. Спустя девять лет порт упразднили, объединив с рыбозаводом города Темрюка. Вернуть статус удалось лишь в 1994 году.
Современный порт
Сегодня Темрюк (порт) продолжает стремительно расширяться. У него есть всё для экономического развития. Год от года растёт и общий грузооборот. В первом полугодии 2016 года он составил 1 миллион 400 тысяч тонн грузов. Специалисты отмечают стабильный рост перевалки жидких химических грузов и инертных материалов, необходимых для строительства газопровода из Кубани в Крым.
19 причалов готовы принимать суда, длина которых не превышает 140 метров, ширина – 17,5 метра, а осадка не должна быть более 4,6 метра. Работает круглый год порт Темрюк.
Порт Кавказ
На косе с забавным названием Чушка, находящейся в Керченском проливе Азовского моря, находится порт Кавказ. Это пятый по грузообороту порт России. Его пропускная способность - 400 тысяч пассажиров в год. Кроме того, он позволяет принимать железнодорожные паромы.
Построен порт Кавказ был в середине прошлого столетия. Тогда основным его назначением было обслуживание паромной переправы и осуществление смешанных перевозок. В 2004 году порт был реконструирован. С тех пор число судов и показатель грузооборота товаров не перестает увеличиваться. Из порта совершается порядка 30 рейсов в сутки - паром отходит каждые полчаса. Ожидание погрузки, не превышающее часа, пройдет незаметно в просторном зале, где работает кафе. Единственная проблема - зависимость работы порта от погодных условий. Решить ее позволит сдача в эксплуатацию моста через Керченский пролив.
Любителей путешествий по южной части страны нередко волнует расстояние от Темрюка до порта Кавказ. По прямой линии между этими двумя точками на карте всего 55,1 километра. Однако фактическое расстояние составляет больше 66,8 км. Преодолеть это расстояние на автомобиле можно за час. Любителям пеших прогулок понадобится больше времени - путь из Темрюка в порт Кавказ займет чуть больше 13 часов. Кроме того, добраться можно и на автобусах.