Точно и последовательно выражать собственные мысли, логически рассуждать без примеси противоречий – эти качества важны в любой жизненной ситуации. Если человек умеет рассуждать, то ему легко будет сделать правильный выбор, отстоять собственное мнение или самоутвердиться. И первым шагом к тому, чтобы научиться рассуждать, является умение правильно писать сочинения-рассуждения. Поэтому структура написания сочинения-рассуждения представлена в этой статье.
Что такое сочинение-рассуждение?
Сочинение-рассуждение – это тип сочинения, целью которого является убедить читателя в правильности определенного вопроса. Такие тексты встречаются в разных стилях речи: от художественного до научного, где автор обязывается доказать или опровергнуть процесс или явление. Структура сочинения-рассуждения в любой вариации обязательно включает в себя тезисное наполнение, которое подтверждает основную мысль.
Сочинения-рассуждения самые сложные в школьной программе. Они требуют от автора не только грамотного выражения мыслей, но и умения отстаивать свою позицию. К тому же автор должен быть хорошо знаком с материалом, который он приводит в качестве аргументов.
Как все происходит?
Но на деле ситуация носит немного другой характер. Ребенок приходит из школы и показывает родителю тетрадку с заданием, мол нужно на завтра написать сочинение. Только в редких случаях родители вместе с ребенком пишут текст, стараясь ему помогать как можно меньше. Чаще всего взрослые начинают шерстить страницы Интернета, просматривать дополнительную литературу или просто пересказывать то, что написано в учебнике. Они самостоятельно пишут текст, и ребенок просто переписывает, даже не понимая, о чем, собственно, идет речь.
И все очень удивляются, когда в итоге учитель говорит, что задание сделано неправильно. Почему так происходит? Дети не всегда серьезно относятся к рекомендациям, которые дает учитель. Забывают, что есть определенная структура сочинения-рассуждения. А взрослые, в свою очередь, просто пишут сочинение, которое соответствует указанному заглавию.
Чтобы избежать таких неловких моментов, и родителям, и учащимся полезно будет узнать, что такое структура сочинения-рассуждения и зачем она нужна.
Собственно структура
Каждый вид сочинений имеет определенные составляющие, которые обязательны при исполнении. Для сочинения-рассуждения такими составляющими являются тезисы и факты, которые являются подтверждением основной мысли. Структура сочинения-рассуждения имеет такой вид:
- Тезис. Это основная мысль текста, которая будет доказываться или опровергаться. Например: «Первая любовь – один из самых важных периодов человеческой жизни, который оказывает сильное влияние на дальнейшие взаимоотношения».
- Аргументы. Каждый из аргументов должен полностью подтверждать приведенный тезис. Можно использовать цитаты известных людей или примеры из литературы.
- Выводы. По факту вывод повторяет тезис, но делает его более обширным, добавляя к основной мысли обобщения, прогнозы и рекомендации.
Усложняем уровень
Именно так выглядит общая структура сочинения-рассуждения по литературе и русскому языку. Всего три оставляющих, ничего сложного. Точно такая же структура текста на лингвистическую тему, но с некоторыми поправками.
Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
- Вступление. Предложенная заданием цитата вводится в качестве тезиса, автор соглашается с этими словами.
- Основная часть. Она состоит из двух основных компонентов. Первый: необходимо дать краткий комментарий цитате, то есть автор должен показать, что он понимает ее смысл. Второй компонент – это доказательства, то есть ученик должен из предложенного текста выбрать не менее двух аргументов и примеров, которые подтверждали бы основной тезис.
- Собственно выводы.
ГИА
Что ж, структура сочинения рассуждения по русскому языку понятна. Теперь стоит рассмотреть на практике, как ее применять и где она может пригодиться.
Всем ученикам старших классов известно такое страшное слово, как ГИА – государственный итоговый экзамен. Учащимся 9-го класса нужно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного материала, то есть небольшого текста.
Структура сочинения-рассуждения (ГИА) ничем не отличается от традиционной, с одной поправкой – аргументы должны быть приведены из прочитанного текста. Также можно указывать цитаты из исходного материала или просто писать номера предложений, что подтверждают мысль автора.
ЕГЭ
В свою очередь, структура сочинения-рассуждения (ЕГЭ – единого государственного экзамена, который сдают учащиеся 11-го класса) соответствует исходному образцу. Однако ученики должны продемонстрировать более высокий уровень способностей. Нужно не только рассудить о прочитанном материале, а указать проблему произведения. Более того, необходимо написать о своем отношении к основному тезису и произведению в целом.
Также нужно привести не менее двух аргументов из литературы. Можно написать один пример из жизни (если такой имеется). Грамотное написание сочинения-рассуждения не только принесет хорошие отметки, но и поможет в будущем конструктивно отстаивать свою точку зрения.
Общие рекомендации
Когда общая структура сочинения-рассуждения разобрана, возникает вопрос о том, как правильно писать текст.
В первую очередь стоит обратить внимание на вступление. Оно должно привести читателя к основной проблеме, которую можно сформулировать в виде цитаты или вопроса. Например:
- Дети подземелья – кто это?
- Проблема правды в пьесе М. Горького «На дне».
Эти строки приводят читателя к определенным размышлениям. Поэтому во вступлении можно сказать, что есть несколько точек зрения на этот счет, и указать на ту, которой придерживается автор.
Когда создано вступление и обозначен тезис, можно переходить к написанию аргументов – самой важной части. Их не должно быть больше 2-4, но это не отменяет факта убедительности. Кроме того, они должны связываться между собой. Например, если говорить о проблеме правды в пьесе М. Горького «На дне», то стоит навести слова Луки, Сатина и Бубнова. У каждого из них своя правда, чем, собственно, и определяется эта проблема в произведении.
И, наконец, заключение, в котором нужно сделать выводы и подвести итоги. Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- Заключение стоит начинать фразой, что подводит к общему итогу. Например: «Таким образом…», «Итак…», «Подводя итог…».
- Факты, что были приведены выше, не нужно еще раз декламировать, ведь вывод подытоживает самое главное, что написано в сочинении. Для перечисления главных мыслей можно использовать вводные: «во-первых», «во-вторых» и т. д.
- Стоит отметить, что жанровая направленность сочинения не предполагает категоричных выводов. Автор - это исследователь, у которого есть своя гипотеза. Поэтому не стоит писать, что мыслить нужно именно так, а не как-то по-другому.
Не стоит также забывать об «украшении» сочинения. Конечно, такое задание предполагает, что автор будет оперировать фактами и аргументами в своей работе. Однако не стоит делать текст сухой и безэмоциональной субстанцией. Сочинение-рассуждение – это творческая работа. Поэтому необходимо затронуть эмоции читателя и спровоцировать его на собственные размышления. Хорошим решением станет использование эпиграфа или цитат из других произведений.
Немаловажно «погрузить» читателя в проблему, которая рассматривается в сочинении. Это можно сделать, не только приведя примеры из текста, но и сопоставив основную проблему с современностью. Например, отстаивая проблему правды в пьесе Горького «На дне», можно сказать, что в современном мире у каждого человека своя правда. И кем бы ни был человек, в каком бы положении не находился, он будет верить в свою истину и пытаться преподнести ее другим, невзирая на последствия.
Пример сочинения
Так как уже рассмотрена структура сочинения-рассуждения, пример подобного текста не будет лишним. Он наглядно покажет, какой должна быть структура и как оперировать доказательствами.
Почему сказки нужны взрослым?
Легко ответить, почему сказки нужны детям, но зачем их читать взрослым?
Основная особенность сказки – умение воспитывать, давать жизненно важные уроки, учить терпению и ответственности. Сказка оказывает положительное влияние на эмоции и характер. Здесь добро всегда побеждает зло. Каждая история имеет счастливый конец, что вселяет надежду в светлое будущее и воспитывает добрые качества, которые важно сохранять в любых ситуациях.
Когда-то мне рассказывали о том, что есть дети, которым никогда не читали сказок. Это неправильно! Ведь детство – это тоже сказка, а из него забрали самый главный, волшебный элемент. И временами задумываешься о том, какими же взрослыми стали такие дети. Вряд ли они выросли добрыми и отзывчивыми людьми. Злость и жестокость – эти качества настолько часто встречаются в наше время, что становятся чем-то обыденным. Вандализм, терроризм, преступления – как объяснить эти явления? Только тем, что у взрослых, которые совершают неправомерные поступки, не было в детстве сказок.
Вывод напрашивается сам собой: сказка для взрослых не просто нужна, а катастрофически необходима. Только в ней зашифрованы важные жизненные законы, которые помогают сохранить доброту, веру и отзывчивость.
Мне всегда нравилась сказка о Золушке. Если бы все взрослые ее прочитали, то смогли бы научиться доброте и терпению. Да, основной смысл этой сказки известен всем, это ведь классика жанра. Но если углубиться в историю, то можно увидеть, что главная героиня всегда верит в добро, улыбается и знает, что ее мечты рано или поздно осуществятся. И сколько бы злая мачеха и сводные сестры ни измывались над ней, тьме не под силу загасить луч света, который живет в сердце девушки.
Сейчас сложно найти человека, который с готовностью поймет и поддержит другого. Мы научились слышать, но не слушать. Разговаривать, но не открывать свои сердца. Поэтому стоит прочитать несколько сказок, они покажут, что в искренности нет ничего зазорного, зло всегда проигрывает, а добро торжествует. Только тогда можно будет увидеть красоту этого мира и насладиться ею сполна.
Как правильно рассуждать?
Чтобы научиться правильному суждению, необходимо постоянно задавать себе вопрос «почему?». Почему герой поступил так, а не иначе? Почему человек говорит одно, а делает другое? Почему оскорбления одних ранят, а других не тревожат?
Только выстраивая логическую цепочку суждений, можно будет найти правильный ответ. Рассуждая о важных и даже малозначительных вопросах, человек становится немного мудрее и добрее. Даже если ему не открылась истина, он понимает, что другие люди могут иметь иное мнение, и становится терпимее. Но в то же время знания, которые дались ему путем долгих размышлений, он будет отстаивать, приводя весомые аргументы.