Папская тиара – это головной убор римских понтификов, символ их светской и духовной власти. Он ведет свое начало от короны персидских царей. Римские папы носили его с тринадцатого-четырнадцатого века до времен реализации реформ Второго Ватиканского Собора, а именно до 1965 года. Павел Шестой передал специально изготовленную для него тиару, в которой его короновали, для благотворительных целей в базилику Непорочного Зачатия. Однако она до сих пор красуется на гербе Ватикана и Святого Престола. Хотя попытки избавиться от тиары продолжаются. Так, Бенедикт Шестнадцатый удалил ее с папского герба. Она была заменена митрой.
Папская тиара: описание и смысл
Головной убор, символизирующий права и власть «наместников Христовых», отличается тем, что по форме напоминает яйцо. Это тройная корона, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. По латыни ее еще называли «трирегнумом». Эти три венца, или диадемы, увенчаны крестом. Сзади ниспадают две ленты. Папская тиара не является литургическим головным убором. Ее надевали во время церемониальных процессий, благословений, провозглашений догматических решений и на торжественных приемах. На литургических богослужениях папа, как и другие епископы, покрывал голову митрой. Традиционно ее использовали и в геральдических целях.
Папская тиара: история
Католики считают, что первое упоминание о головном уборе, похожем на тиару, находится в Ветхом Завете, а именно в Книге Исход. Там Иегова приказывает соорудить такую царственную шапку для Аарона, брата Моисея. Это нашло свое отражение в европейской живописи. Аарон часто изображается в тиаре, особенно на картинах нидерландских художников. Затем об этом головном уборе говорится в трудах одного из первых пап, Константина. Далее в эволюции тиары выделяются три периода. Первый из них – это когда глава Римско-католической церкви покрывал голову убором, напоминающим шлем. Он назывался «камелаукум». Скорее всего, в его нижней части было украшение в форме круга, но оно не было еще ни короной, ни диадемой. Когда эти символы власти появились на головных уборах пап, неизвестно.
Из описаний девятого века следует, что короны тогда еще не было. В Х столетии церковное облачение меняется. Появляется митра, и в эту эпоху возникает разница между головными уборами пап и епископов.
Конец Средневековья
Многие известные нам примеры первых тиар происходят с конца тринадцатого века. Известно, что до понтификата Бонифация Восьмого (1294-1303) на этом головном уборе была одна корона. А этот папа добавил туда вторую диадему. Причины этого неизвестны. Может быть, этот понтифик любил роскошь, а может, он хотел показать, что в его полномочия входит светская и духовная власть.
Хотя некоторые историки считают, что добавил вторую диадему еще Иннокентий Третий в первой половине тринадцатого века. Недаром он объявил крестовый поход против альбигойцев и провозгласил себя сюзереном всех земных правителей.
А вот надгробие Бенедикта Двенадцатого (1334-1342) в Авиньоне украшает уже скульптура, одетая в головной убор с тремя коронами. Хотя еще до пятнадцатого века в искусстве встречаются изображения понтификов, где папская тиара имеет только две диадемы. Постепенно начала складываться легенда о том, что так покрывал голову святой Петр. Кстати, на портретах пап, которые были отстранены от своего поста или совершали какие-то осуждаемые церковью поступки, этот головной убор обычно лежит на земле.
Символическое значение
Есть несколько версий того, какое значение имеют три короны. Папская тиара, согласно одной из них, символизирует власть понтификов над небом, землей и чистилищем. Есть и другая версия. Она говорит о том, что это символ папской власти над тремя континентами, где живут потомки Сима, Хама и Иафета – Европой, Азией и Африкой. Встречается также объяснение, что короны означают, что понтифик является первосвященником, верховным пастырем и светским правителем. Еще эти диадемы толковались как разные уровни полномочий папского суверенитета. Это духовная власть в церкви, светская в Ватикане и верховная над всеми земными правителями.
Но по прошествии времени римско-католический клир стал толковать тиару несколько иначе. Она стала символом того, что папа является главой церкви, светским государем и наместником Христа. Интересно, что в искусстве тиара представляла собой не только пример того, каково церковное облачение римских понтификов в торжественных случаях. Она также является головным убором Бога-Отца. Но если Его изображают в тиаре, то та, как правило, состоит из пяти колец.