Современный бой отличается стремительностью. Для победы войска должны превосходить противника не только огневой мощью, но и уровнем маневренности. Зачастую успех операций зависит от мобильных групп, решающих «точечные» задачи. Ввиду этого министерство обороны России постоянно пополняет парк военной техники новыми экземплярами автомобилей. Так были приняты на вооружение российские бронеавтомобили «Скорпион» от корпорации «Защита».
Историческая справка
Впервые бронемашина была представлена общественности в 2011 году на международной выставке «Комплексная защита 2011». Но идея бронировать автомобиль УАЗ (на базе которого сконструирован бронеавтомобиль) появилась в 1993 году. Первые машины успешно прошли испытания Минобороны РФ, но поставлялись исключительно для внутренних силовых структур – военное ведомство не проявляло интереса к новым видам техники.
Стремление расширить номенклатуру производства сподвигло отечественную корпорацию «Защита» сконструировать бронированный автомобиль для инкассации. Позднее, ощутив потенциал бронемашин, было принято решения о разработке моделей для силовых структур. Так появились бронеавтомобили «Скорпион» и «Булат», защитные свойства которых не смогли превзойти многие зарубежные экземпляры. И в ноябре 2016 года, после успешного завершения испытаний, «Скорпион» был принят на вооружение.Тактико-технические характеристики
По словам представителя компании «Защита», автомобиль обладает уникальными характеристиками проходимости и способен развивать скорость до 130 км/ч по любому бездорожью. Уровень защищенности машины от мин, огнестрельного и прочего оружия находится на уровне 5 класса. Техника обеспечивает защиту экипажа от взрывчатых веществ мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте.
Кузов автомобиля – универсал, количество дверей – 5. Они открываются «шкафом», то есть разъезжаются в стороны. По словам конструкторов, такое решение было принято с целью обеспечить дополнительную защиту экипажа в то время, когда он покидает бронеавтомобиль «Скорпион». ТТХ не уступают современным представителям класса:- максимальная скорость – 130 км/ч;
- дорожный просвет – 300 мм;
- запас хода (возможность движения без дозаправки) – 1000 км;
- снаряженная масса – до 4300 кг, полная – 5 тонн;
- грузоподъемность – 1500 кг;
- габариты – 519х215х206 метра;
- количество мест для экипажа – от 5 до 8 человек, в зависимости от модификации.
Компоновка автомобиля – переднемоторная, полноприводная, колесная формула – 4х4. В качестве силовой установки используется дизельный двигатель польского производства «Андория».
Оснащение бронеавтомобиля
Силовая установка бронемашины представлена дизельным двигателем польского производства «Андория». В настоящее время это единственный элемент, поставляемый иностранной компанией. На данном этапе планируется наладить производство установок на заводах в России.
Именно мотор наделяет столь высокой маневренностью бронеавтомобиль «Скорпион». Двигатель отвечает современным требованиям надежности и имеет следующие характеристики:- крутящий момент – 750 Н*м, или 1800 оборотов в минуту;
- максимальная мощность – 280 лошадиных сил;
- тип коробки передач – автоматическая, 6-ти диапазонная;
- объем – 6600;
- диапазон рабочих температур – от -50 до +50 градусов по Цельсию.
Мотор для министерства внутренних дел отвечает стандартам Евро-5, обладает немного сниженными характеристиками. Для питания мотора установлено два топливных бака (по бортам автомобиля) с особым наполнителем – пенополиуретаном. Емкости обладают способностью «самозатягиваться», ликвидирую тем самым любую пробоину, предотвращая потерю и воспламенение топлива.
Модификации бронеавтомобиля
Во время подготовки к государственным испытаниям бронемашины серии «Скорпион» по кодам ОКП получили индекс ЛША – легкий штурмовой автомобиль. Техника с данным индексом предназначается исключительно для министерства обороны России. Она, в свою очередь, делится на три подтипа, в зависимости от предназначения:
- бронеавтомобиль «Скорпион» ЛША-2Б позиционируется как бронированный;
- спецтехника ЛША-1 имеет тентовую крышу, предназначена для эксплуатации в жарком климате;
- бронемашина ЛША-2 отличается возможностью установки как тентовой, так и жесткой крыши.
Кроме того, наименование техники может дополнять литерал «2М» («Скорпион-2М»). Такие бронеавтомобили предназначены для иностр. заказчиков и других силовых структур. Принципиальных отличий в своей конструкции они не имеют.
Предназначение
В настоящее время представленные модификации бронетехники эксплуатируются подразделениями специального назначения и воздушно-десантных войск. Автомобиль ЛША-2Б предназначен для перевозки личного состава и решения специальных задач. Версии ЛША-2 и ЛША-1 планируется использовать для ведения боевых действий в жарком или умеренном климате.
В будущем минобороны России планирует расширить сферы эксплуатации техники. Так, в скором времени бронеавтомобили «Скорпион» будут приспособлены под медицинские и командно-штабные транспортные средства. База автомобиля станет основой для машин связи с радиолокационными средствами.
Бронирование
Бронирование автомобиля соответствует 5 классу ГОСТ Р 50963-96 и обеспечивает надежную защиту от патрона 7.62х54R, коим оснащены большинство армий мира и вооруженные бандформирования. В будущем возможно повышение уровня защиты до класса 6а, но только за счет снижения грузоподъемности и количества мест для экипажа.
С защитой от мин отлично справляется V-образное дно – оно прекрасно зарекомендовала себя в ходе современных боевых действий. Во время подрыва взрывчатого вещества разрушающее действие снаряда перераспределяется, «скользит» по покатым стенкам, защищает экипаж от удара.
Бронеавтомобили «Скорпион» не имеют бронированного двигателя. Это связано с увеличением общей массы на 300-400 кг при установке защитных модулей, что приведет к смене класса техники. Корпус оснащен противоосколочным подбоем, который также служит в качестве дополнительной преграды от пуль.
Испытания на противоминную стойкость
Во время испытаний по требованию министерства обороны РФ внутрь автомобиля был помещен манекен Hybrid III. Он позволил получить данные, касающиеся нагрузок, оказывающих влияние на человеческий организм во время подрыва взрывчатого вещества. В частности нагрузку на позвоночник и шейный отдел, звуковое давление (в том числе и на глазные яблоки).
Этих данных достаточно для формирования представления о состоянии человеческого организма во время взрыва. В ходе испытаний под бронеавтомобили «Скорпион» был помещен заряд мощность 2 кг в тротиловом эквиваленте, со взрывом которого модели отлично справились. Кроме того, было произведено 156 выстрелов из снайперской винтовки Драгунова (СВД). Все результаты удовлетворили требованиям минобороны.Места для экипажа
Испытания вооружения «Скорпиона» не были выполнены по одной простой причине – министерство обороны пока окончательно не определилось с комплектацией автомобиля. В боевом оснащении, когда в машине способно разместиться до 6 человек, не считая командира и механика-водителя, отсутствует место для турели.
В случае же установки защищенного пулемета количество мест для экипажа снизится до 4. Это связано с необходимостью предоставить место под стеллажи с боеприпасами. Если же бронеавтомобили «Скорпион» оснастить модулем дистанционного огня количество свободных мест останется неизменным, но добавится «кресло» для оператора огня.
Внутреннее оснащение
Министерству обороны РФ поставляются шестиместные бронеавтомобили без люка для пулемета. Для размещения экипажа установлены отдельные кресла, которые подверглись конфигурации и переоснащению – была изменена форма подушек и спинок, а также доработаны подножки. Согласно тесту на «комфортность» в таком кресле человек, не меняя своего положения, способен провести до 6 часов.
Кресла экипажа крепятся к боковой стенке, а водителя и командира несколько по-иному – к пиллерсам. Дополнительной защитой от осколков обеспечивает амортизированный подвижный фальшпол, который показал лучшую эффективность на испытаниях, нежели противоминные коврики. В бронеавтомобили «Скорпион» 2.Б можно установить специальные подставки для бронежилетов, чтобы военнослужащие могли снять с себя нагрузку во время транспортировки. Крепления для оружия предусмотрены лишь для водителя и командира.Для вентиляции воздуха в салоне возможна установка фильтрвентиляционного устройства ФВУ-100А. Но она отсутствует в моделях, изготавливаемых по заказу минобороны. В таких бронеавтомобилях воздух вентилируется принудительно посредством эвакуационного люка. Даже в открытом положении (в режиме вентиляции) он не простреливается.
Возможное вооружение
Точных сведений о вооружении бронемашин нет. Известно, что модели могут комплектоваться в нескольких вариантах:
- одновременно два пулемета: «Печенег» и «Корд»;
- комбинация из пулемета и автоматического станкового гранатомета АГС.
Все вооружение ставится на открытую турель. Специально для пулеметов «Корд» была разработана коробка на 200 боеприпасов. Существенным минусом такой установки оружия можно назвать способ перезарядки – она осуществляется снаружи.
Возможна установка дистанционно управляемого модуля вооружения (ДУМВ), который был разработан предприятием КБ «Дисплей» из Витебска совместно с ковровским заводом имени Дегтярева. Модулем сможет управлять как командир, так и оператор, для которого определенно место непосредственно под турелью.Возможность транспортировки авиатранспортом
Двумя способами можно транспортировать бронеавтомобили «Скорпион». Характеристики креплений позволяют перемещать технику на внешней подвеске вертолетами МИ-8 и последующих серий. Для этого были установлены 4-х петли, которые хорошо показали себя в ходе испытаний.
Транспортировка внутри грузовых кабин возможна с самолетами Ил-76 и Ан-124, а также с остальными моделями воздушно-транспортных средств. Бронемашину можно десантировать с воздуха. Такая возможность была реализована по требованию командующего ВДВ Шаманова. Для этого необходима платформа П-7.
Перспективы
К 2018 году бронеавтомобилями «Скорпион» планируется полностью вооружить подразделения специального назначения. Некоторое количество моделей, возможно, пойдет на вооружение внутренних силовых органов.
В будущем компания «Защита» планирует занять лидирующие позиции на рынке легкой штурмовой техники, вытеснив модели концерна ООО «ВПК». Невозможно сказать, какими в будущем будут бронеавтомобили «Скорпион». Описание легкобронированных транспортных средств уже сейчас является военной тайной.