С 05.07.2009 действует порядок, в соответствии с которым производится расчет ущерба водным объектам. Приказ Минприроды от 30.03.2007 г. был отменен. Вместо него был утвержден другой нормативный акт. Им и был введен новый метод. Как расчитать ущерб водным объектам? Узнаем об этом из статьи.
Расчет ущерба водным объектам: Приказ Минприроды России от 2007 г.
Ранее действовавший порядок неоднократно критиковался. Причинами тому были многочисленные несоответствия законодательству, неясности, противоречия. Самыми слабыми местами эксперты считали недостаточную юридическую обоснованность применения. Кроме того, сам по себе расчет ущерба водному объекту был недостаточно прозрачен. Как видно из анализа судебной практики, часто имели место ситуации, когда предъявленная в требованиях сумма о компенсации вреда была завышена по причине неверного применения коэффициентов и арифметических ошибок. Безусловно, допускается, что недочеты непреднамеренны. Однако при детальном изучении претензий удавалось снизить величину сумм в несколько раз.
Особенности обстоятельств
Согласно прежнему порядку, расчет ущерба водному объекту производился при выявлении фактов невыполнения предписаний законодательства. В частности, речь шла о нарушениях, приведших либо приводящих к его истощению или засорению. Из этого можно заключить, что прежняя методика расчета ущерба водным объектам применялась не только при наличии реального вреда, но и в случае потенциально вероятного. Данный факт, между тем, противоречит ГК. В соответствии с его положениями, для определения суммы компенсации необходимо не только установить нарушение законодательства. Обязательным условием является определение факта нанесения вреда, то есть, непосредственные последствия. Кроме этого, существенное значение имеет вина конкретного субъекта, причинно-следственная связь его действий и результата. Ответчикам необходимо принять во внимание, что на практике часто отсутствует не только сам факт доказательства возникших последствий, но и их вины.
Специфика применения коэффициентов
По мнению многих экспертов, очень сомнительно использование в формулах, по которым ранее производился расчет ущерба водным объектам, показателей Н и К. Они определялись в соответствии с ПДК р/х. Эти показатели отражали нормативы качества воды объектов рыбохозяйственного назначения. При изучении требований о компенсации ущерба суду необходимо обращать внимание на то, что с 01.01.2007 до 16.03.2010 г. список нормативов, который был утвержден распоряжением Госкомрыболовства № 96, был недействующим. Этот перечень выступал в качестве приложения к Правилам по охране поверхностных вод. Они, в свою очередь, утратили силу с 01.01.2007 г. Сегодня действует акт, утвержденный распоряжением Росрыболовства от 10.01.2010 г.
Специфика вычисления
Согласно 6 пункту действовавшего ранее Порядка, расчет ущерба водным объектам основывался на компенсационном принципе анализа и возмещения вреда, нанесенного окружающей природе. При этом во внимание принималась величина расходов, необходимых для фиксации и последующей ликвидации причин загрязнения. Суммы возмещения должны быть сопоставимы с фактическими затратами, направляемыми на восстановление состояния объекта с учетом убытков, упущенной выгоды в том числе, а также согласно проектам рекультивационных и иных работ.
Рекомендации судам
Если происходит рассмотрение требований, предъявленных в соответствии с ранее действующим Порядком, ответчик вправе просить пересчета суммы, если это улучшит его положение, то есть уменьшит сумму возмещения. Это правило имеет смысл. В соответствии с 12 пунктом действующего Порядка, величина ущерба, нанесенного водным объектам от сброса вредных соединений, исчисленная по правилам п. 11, уменьшается на размер фактической оплаты сверхлимитного/сверхнормативного сброса.
Дополнительные нюансы
В настоящее время расчет ущерба водным объектам осуществляется без использования повышающего коэффициента, учитывающего продолжительность негативного воздействия веществ при непринятии надлежащих мер по его устранению. Повторное вычисление, согласно действующим сегодня правилам, позволит уменьшить величину возмещения. Кроме этого, новый метод уточняет дату завершения сброса загрязняющих соединений при повторном нарушении пользователем положений законодательства. В ранее использовавшемся порядке она определялась 31-м декабря того года, в течение которого было выявлено неисполнение предписаний. Другими словами, во внимание не принималась продолжительность сбросов. Между тем, учет этого времени позволит существенно уменьшить сумму возмещения. Стоит отметить, что в действующий сегодня Порядок не включены нормы, согласно которым производится расчет ущерба водным объектам, нанесенный вредными соединениями, для которых не установлены нормативы ПДК р/х. Соответственно, если ответчику предъявлены требования с учетом этих веществ, то сумма компенсации также может быть уменьшена.
Формула
Расчет величины ущерба, нанесенного объекту вследствие сброса загрязняющих соединений в сточных, дренажных водах, осуществляется по уравнению:
В этой формуле:
- У – величина вреда;
- Квг – показатель, отражающий производственно-климатические условия в соответствии с временем года;
- Кв – коэффициент, характеризующий экологические факторы;
- Кин – величина индексации, учитывающая инфляционную составляющую;
- Hi – тариф для исчисления величины вреда для выброса и вредного соединения;
- Mi – масса сброшенного соединения;
- Киз – показатель, отражающий интенсивность вредного влияния загрязняющих веществ.
Недостатки действующих правил
Несмотря на то, что принятая и введенная в практику методика расчета (по сравнению с прежней) претерпела существенное изменение, в ней также есть множество недостатков. В частности, обнаруживаются неясности и противоречия, свойственные старому документу. В частности, это касается пунктов 1 и 2 прежней методики. Действующий сегодня порядок детализирует и уточняет список видов нанесения вреда вследствие нарушения законодательных положений. В самом тексте присутствуют прямые ссылки на нормы Водного кодекса. Данное обстоятельство может положительно сказаться на положении ответчиков, если им вменяется нарушение, не указанное в перечне.