ПАО «Мурманский морской торговый порт» является самым мощным транспортным узлом Заполярья. Его называют «воротами Арктики», ежегодный грузооборот составляет 15 миллионов тонн. По объёму обработанных грузов ММТП занимает 4 позицию среди всех российских портов.
Описание
Расположен Мурманский морской торговый порт в восточной части Кольского залива, являющегося частью Баренцева моря. Построен он ещё до образования города Мурманска и является самым мощным предприятием области.
Достаточно благоприятный для заполярного региона микроклимат, близость тёплых потоков Гольфстрима создали замечательные условия для судоходства. Незамерзающая даже в суровые зимы акватория позволяет принимать и отправлять корабли круглогодично с минимальным использованием ледокольной техники. Ширина проливов, глубина фарватера позволяют заходить судам всех типов независимо от осадки и размеров.
История создания
К концу XIX века на Северо-Западе Российской империи функционировало всего два порта – Архангельский и Петербургский. Причём оба испытывали в зимний сезон трудности с проводкой судов через замерзающую акваторию. В Санкт-Петербурге работала ледокольная флотилия, содержание которой обходилось недёшево. А порт в Архангельске прекращал свою работу с наступлением морозов.
Радеющие за государство чиновники неоднократно предлагали создать новую базу флота в незамерзающей акватории Баренцева моря. Например, в 1894 году с этой идеей обращался к царю министр финансов С. Витте. С новой силой назрела необходимость организации порта в Первую мировую войну, когда ВМФ Германии блокировал проходы через Балтику для судов России и союзников.
Работы по возведению первого причала в Кольском заливе начались летом 1915. Спустя полтора месяца (1 сентября) к пристани пришвартовался шведский пароход «Дротт» с товарами из Нью-Йорка.
Именем революции
Советская власть бережно отнеслась к царскому наследию. Понимая стратегическую важность региона, сначала были изгнаны оккупировавшие Мурманск и Архангельск иностранные войска, затем начались работы по расширению портовой инфраструктуры.
В начале XX века начался бум исследования Арктики. Норвежские, британские, шведские, датские, итальянские учёные и первооткрыватели снаряжали многочисленные экспедиции в полярный регион. В 30-х годах эстафету подхватили советские исследователи. Именно Мурманский морской торговый порт стал основной базой исследования и освоения богатств Арктики.
Тяжёлым испытанием стала Вторая мировая война. Гитлеровцы всеми силами старались парализовать работу единственного транспортного узла, связывавшего европейскую часть СССР с союзными государствами. Мурманский порт стал внешними воротами страны. Героически и самоотверженно работали портовики, разгружая под бомбёжками прибывавшие из Британии и США морские караваны. Танки, самолёты, порох, боеприпасы, автотранспорт, амуниция проходили через полуразрушенные причалы и прямиком отправлялись на фронта войны. Благодаря упорству матросов, солдат, рабочих, простых горожан Мурманск выстоял, став городом-героем. Потребовались годы, чтобы полностью восстановить портовое хозяйство.
Послевоенный период
Бурное развитие промышленности Кольского полуострова способствовало расширению инфраструктуры. Помимо грузов с «большой земли», Мурманский морской торговый порт отгружал лес, апатиты, железорудные концентраты, продукцию Кандалакшского алюминиевого завода. За трудовые заслуги в 1966 правительство наградило портовиков орденом Трудового Красного Знамени. В 80-е годы ММТП по грузообороту стал одним из лидеров страны.
День сегодняшний
ОАО «Мурманский морской торговый порт» для экономики России без натяжек является важнейшим стратегическим центром. Он располагается недалеко от крупных гаваней Европы. Кроме того, отсюда удобно снаряжать суда, курсирующие по Северному морскому пути.
Акционирование позволило изыскать дополнительные средства для развития хозяйства. Основную часть средств, вырученных за акции, Мурманский морской торговый порт направляет на переоснащение оборудования, закупку и ремонт буксиров, обустройство портового хозяйства.
Сегодня грузооборот предприятия превышает 15 млн тонн. Каждый год здесь обрабатывают 500-600 судов. Для доставки и отправки поступающих грузов требуется 220 000 вагонов. Здесь работают ежедневно и круглосуточно, невзирая на погоду и праздники.
Мурманский торговый порт – единственный на северо-западе, где могут обрабатывать суда дедвейтом 130 000 тонн и более. Он лидирует по грузообороту среди портов всех стран, расположенных в Северном морском бассейне. Высокая степень механизации и современное мощное оборудование позволяют ММТП экспортировать больше грузов, чем все порты региона вместе взятые.
Мурманский морской торговый порт: раскрытие информации
Хозяйство порта состоит из 19-ти больших причалов общей протяжённостью 4 км. Стояночная глубина достигает 14,2 метра, что достаточно для швартовки огромных танкеров и сухогрузов. Глубина на рейде варьируется от 20 до 60 метров.
Железнодорожная сеть, как артерии, пронизывает территорию порта, общая длина путей составляет 15,4 км. Крытые складские помещения занимают невероятную площадь – 21 000 м2. Открытые склады и того больше – 130 000 м2.
Логистика
Мурманский морской торговый порт является экспортоориентированным. С его причалов на мировой рынок отправляются лесоматериалы, полезные ископаемые, стройматериалы, автомобили, продукция химических предприятий.
Основной объём всех перерабатываемых в порту грузов составляет уголь (76 %). ММТП – один из немногих портов, способных переваливать этот минерал. Мурманску принадлежит рекорд погрузки – 153 000 тонн на сухогруз дедвейтом 176 000 тонн. Мощности позволяют ежегодно перегружать 14 млн тонн угля.
Основные экспортные направления:
- Великобритания.
- Бельгия.
- Франция.
- Нидерланды.
Освоение Арктики
Мурманский морской торговый порт – ключ к освоению богатств Заполярья. Здесь базируются самые мощные ледоколы России, обеспечивающие работу Северного морского пути и разработку арктического шельфа. В планах правительства – многократное расширение портовой инфраструктуры и создание международного хаба с грузооборотом 80 млн тонн. В ММТП для этого уже проводят модернизацию мощностей, строятся новые перегрузочные комплексы.
Мурманский морской торговый порт: вакансии
Столь крупное предприятие всегда нуждается в квалифицированных работниках. Желающим предлагается самостоятельно составить резюме и предоставить на рассмотрение кадровой службе. Среди востребованных специальностей:
- крановщик;
- машинист (помощник) тепловозов;
- электромонтер по обслуживанию портовых кранов;
- электромонтер по обслуживанию, ремонту оборудования;
- дежурный стрелочного поста;
- работники и руководители складского хозяйства;
- специалист по закупкам;
- инженер службы снабжения;
- прочие специальности.
Кадровая политика направлена, с одной стороны, на омоложение трудовых коллективов, с другой – на сохранение и передачу бесценных знаний опытными работниками.