Альфред Бестер был успешным сценаристом телесериалов и радиопостановок, редактором и сценаристом комиксов. Но, несмотря на достижения во всех этих областях, многим он запомнился как автор научной фантастики.
Кто такой Бестер?
Альфред был в числе немногих авторов, которые начали писать в жанре научной фантастики. Незадолго до его смерти Ассоциация писателей-фантастов Америки удостоила Бестера почетным титулом «Великий мастер». В 2001 году имя Альфреда Бестера внесли в список «Зала славы».
Родился писатель в Нью-Йорке 18.12.1913 года в семье владельца магазина обуви. Родители его отца Джеймса были переселенцами из Австрии. Мать Белла родилась в России, а в Америку приехала в юности. Семья придерживалась традиционного иудаизма. Позже мать приняла католическую веру. Альфред же, балансируя между двумя религиями, вырос атеистом.
Учился Альфред Бестер в университете Пенсильвании. Его специализацией была психология. Учился на "отлично", уделял внимание изучению гуманитарных наук. Будучи прекрасным спортсменом, Альфред играл в футбольной команде и, с его слов, был самым успешным фехтовальщиком. После университета поступил в Колумбийскую юридическую школу, но через год оставил ее.
В одной нью-йоркской компании нашел работу клерка и, с присущей ему энергией, взялся обустраивать личную жизнь. В 1936 году женился на успешной актрисе Ролли Гулко, с которой прожил до самой своей смерти 30.09.1987 года. Бестер постоянно жил в Нью-Йорке. В середине 50-х годов чуть больше года жил в Европе, но затем они с Ролли переехали в Пенсильванию.
Как начиналась его карьера?
Первые свои творения Бестер отнес в журнал Wonder Stories. За три года сотрудничества с научно-фантастическими изданиями Альфред написал четырнадцать рассказов. Карьера молодого автора шла в гору.
В начале 40-х годов М. Вайсингера, редактора журнала, приглашают работать в популярную компанию National Periodicals, где поселились супергерои комиксов Супермен и Бэтмен. Их приключениями и предложили заняться Вайсингеру. Он не только принял предложение, но и привел в компанию группу собственных авторов, в их числе был и Альфред Бестер.
Бешеный темп индустрии комиксов захватил Бестера. Здесь, в отличие от периодической литературы, нужно было ежедневно придумывать новые сюжеты, диалоги, сценарии. Но оплачивалась эта работа намного лучше.
Конечно, сложно оценить личный вклад Бестера в «супергероические циклы». Поскольку работа над комиксами была командным творчеством - писались они несколькими авторами, и в работе порой находилось несколько десятков сериалов. Комиксы обеспечивали работой не только Альфреда, но и его супругу. Она озвучивала крупные роли в радиоверсии «Супермена».
Ролли и подсказала Альфреду, что менеджеры ищут автора сценариев для детективных радиопостановок и предлагают за работу солидные деньги. Компания вела несколько детективных шоу, так что работать приходилось в бешеном темпе. Но у Бестера за плечами был такой опыт, благодаря комиксам. К тому же группой сценаристов руководил профессионал своего дела Уолтер Гибсон.
В 1948 году для Бестера появился еще один проект – художественные телепостановки. Телевизоры были тогда еще экзотикой, поэтому чаще всего вспоминают более позднюю его работу – сериал «Том Корбетт», который выходил на экраны в течение нескольких лет на разных каналах. В 1950 году Бестер возвращается в научно-фантастический журнал.
Возвращение к истокам
Альфред Бестер ознаменовал свое возвращение в жанр фантастическим рассказом «Одди и Ид». В 1959 году его опубликовали в августовском номере журнала Astounding, безраздельно лидирующего в мире фантастики. Но новая редакционная политика Кэмпбелла стала причиной «побега» из журнала многих замечательных авторов.
Это привело к созданию новых изданий, и Кэмпбеллу были брошены сразу два довольно серьезных вызова журналами F&SF и Galaxy Science Fiction. У Альфреда Бестера появились новые площадки для публикаций.
Работа на радио и телевидении отнимала много времени, поэтому Альфред писал мало. За это время он совершенствовал свое мастерство. Его рассказы приобрели блистательное чувство ритма, легкость и огненную энергию и сделали бы честь любому изданию фантастического жанра.
Издание F&SF публикует два рассказа Бестера – «Выбор» и «О времени и Третьей авеню». В 1952 году журнал Galaxy начинает частичную публикацию романа, который написал Альфред Бестер, «Человек без лица».
Путь к вершине
Выход первых романов Бестера «Человек без лица» и «Тигр! Тигр!» сопоставим с эффектом разорвавшейся бомбы. Еще бы. Психолог по образованию, Альфред наградил своих героев квинтэссенцией определенных черт характера.
Глубокие психологические сюжеты, поднимающие извечные моральные принципы и проблемы – свободу, право, истину, прощение, ответственность. Ни одного лишнего слова – все отточено и максимально подчинено идее. В каждом предложении напряжение, словно сжатая туго пружина. Книги как будто обладают энергией, которая притягивает, и оторваться от чтения просто невозможно.
«Человек без лица» открывает перед читателем мир, где свершился прогресс в эволюции, который разделил человечество на телепатов-эсперов и нетелепатов. Казалось бы, мир на грани разрушения и хаоса. Но эсперы применяют свои способности только на благо общества.
В центре событий оказывается владелец крупнейшей корпорации, которого каждую ночь мучают кошмары, где его преследует человек без лица. Виновником мучительных снов он считает своего конкурента и решается на убийство. Но как это осуществить? Ведь такие мысли не могут остаться без внимания телепатов.
Роман «Тигр! Тигр!» представляет другой этап эволюции – способности к телепортации, джантации (перемещению силой мысли). Те, кто обделен этими способностями, считаются едва ли не отбросами общества. Космический корабль с «обычным» экипажем терпит крушение. Единственный выживший на корабле механик полгода живет среди обломков и посылает в космос сигналы бедствия. Но их игнорируют.
Оставшийся в живых обретает цель – выжить и отомстить бросившим его на погибель. Не обладая экстраординарными способностями, а имея в запасе только силу, он понимает, что достигнуть желаемого ему помогут только хорошо спланированные действия.
Заковыристые сюжеты, смесь детектива и фантастики, интрига, живые диалоги, ироничность держат читателя в напряжении от первой до последней строчки романа. Учитывая, что книги были написаны в 50-х годах прошлого столетия, понимаешь, что титул «Великий мастер» вполне заслуженно получил замечательный писатель-фантаст Альфред Бестер.
Книги автора
За сорок лет творческой деятельности Альфред издал менее десяти романов. Но каждая книга Бестера становилась событием. Почти в одно время с первыми двумя книгами он пишет роман «Кто он?».
В конце 50-х годов Альфреда приглашает на должность редактора солидный журнал Holiday. Бестер принимает их предложение и работает в издательстве вплоть до закрытия журнала. В этот период он издает только публицистическую книгу «Жизнь и смерть спутника» и рассказы.
А любители фантастики ожидают тем временем новый роман. Но, пропав на многие годы, словно не замечает их нетерпения Бестер. Альфред, сборник рассказов которого разжигает интерес читателей, делает паузу в карьере писателя-фантаста.
После огромного, почти в двадцать лет, перерыва выходит в 1975 году «Дьявольский интерфейс». Спустя пять лет из-под его пера выходят один за другим романы «Голем100» и «Обманщики». В 1991 и 1998 годах издаются книги «Нежное насилие страсти» и «Психолавка».
Альфред Бестер написал более шестидесяти рассказов, повестей и эссе, которые публиковались в разных изданиях. Работы автора выходили в печать в нескольких сборниках. Несмотря на то, что написаны его произведения более пятидесяти лет назад, они и сегодня пользуются огромным спросом. А также входят в список лучших романов в жанре фантастики, подтверждая почетный титул своего создателя.