Многим из нас кажется, что двухэтажные поезда появились совсем недавно, с пуском маршрута Москва - Адлер. Однако их история в нашей стране насчитывает уже более полутора веков. Начнем с главных особенностей этого обновленного средства перевозки.
Двухэтажный вагон: ключевые моменты
Двухъярусный, двухэтажный вагон - модернизация обычного пассажирского вагона для пущей пассажировместимости. Здесь предусмотрено двухуровневое расположение салонов (один над другим). Самыми показательными примерами являются TGV Duplex, Shinkansen E4, Shinkansen E1.
В зависимости от своей конструкции, такой вагон может вместить на 40-70% больше пассажиров. Учитывая то, что для прохождения путепроводов, туннелей, электрифицированных участков маршрута с навесной контактной сетью требуется ограниченная высота состава, конструкторы таких вагонов идут на всевозможные хитрости: первый этаж опускают как можно ниже между тележками, уменьшают высоту обоих салонов. В туристических двухэтажных поездах нижний уровень выполняет техническое назначение, оттого его высота небольшая, а верхний - более просторный, комфортабельный, нередко с панорамным остеклением. Ниже представлена краткая сравнительная характеристика.
Плюсы | Минусы |
Увеличенная пассажировместимость Компактность Низкое расположение дверей помогает обходиться без высоких платформ | Небольшая высота салона Нехватка места для крупного багажа На станциях с высокими платформами посадка пассажиров затруднена Сложность в производстве Увеличенная высота делает более вероятным шанс опрокидывания вагона |
Российские двухэтажные поезда
Есть ли в России двухэтажные поезда? РЖД предлагает пассажирам четыре вида таких вагонов:
- купе (64 вместо 36 мест);
- СВ (30 вместо 18);
- штабной вагон-купе (50 вместо 18-24 мест);
- ресторан (44-48 мест для посетителей обеденной зоны).
Двухэтажные поезда в России обладают целым списком особенностей:
- климат-контроль - кондиционирование и отопление;
- герметичные и безопасные межвагонные переходы;
- энергосберегающее светодиодное освещение;
- три биотуалета, которыми можно пользоваться вне зависимости от стоянок;
- лестницы с антискользящим покрытием и удобными поручнями;
- электропитание вагонов ведется только от электровоза;
- система навигации и спутниковой связи ГЛОНАСС в штабном вагоне;
- модернизированная система безопасности - видеонаблюдение, управление доступом и охраной состава.
Купе в двухэтажном вагоне
Двухэтажные поезда в России (СПб, Москва, Самара и другие направления) имеют следующие особенности своих купе:
- стандартные места для отдыха и сна, светильники, столик, зеркало;
- лестницы для подъема на верхнее место;
- полочки для мелкого багажа;
- возможность доступа в купе только при помощи магнитного индивидуального ключа;
- две розетки (100 Вт) для подзарядки мобильных, ноутбуков и прочей электроники;
- застил всех постельных мест в СВ и верхних в купе;
- индивидуальный ЖК-дисплей для просмотра медиафайлов у каждого пассажира (СВ), выход для наушников (купе, СВ).
Дополнительно пассажирам предлагаются следующие услуги: питьевая и кипяченая вода на всем маршруте, санитарные и гигиенические принадлежности, продажа сувениров, периодических печатных изданий, чайных и кондитерских изделий.
Двухэтажные поезда в России: маршруты
На всех направлениях следования двухуровневых составов РЖД гарантирует:
- возможность более доступной цены билета из-за большей пассажироемкости;
- минимальный вред окружающей среде из-за использования новых материалов и технологий в изготовлении вагонов;
- удобные графики движения (двухъярусные составы - скорые).
Ниже представлены направления, куда ходят двухэтажные поезда в России.
69/70 | Москва - Воронеж |
45/46 | |
5/6 | Москва - Петербург |
7/8 | |
49/50 | Москва - Самара |
23/24 | Москва - Казань |
103/104 | Москва - Адлер |
35/36 | Петербург - Адлер |
Положительные отзывы пассажиров
Положительные черты, которые отметили пассажиры, опробовавшие двухэтажные поезда в России:
- уют, комфортность;
- новые современные вагоны;
- доступная цена;
- уменьшение времени пути;
- вежливый и доброжелательный персонал;
- удобство пользования биотуалетами;
- устройство доступа в купе;
- бесплатный WI-FI;
- высокое качество еды в ресторане;
- безопасность;
- чистота;
- наличие мест для инвалидов;
- предварительно застланное проводниками спальное место;
- розетки непосредственно в купе;
- кнопка вызова проводника;
- на верхнем этаже практически не слышен шум движения;
- система кондиционирования;
- необычность для российского путешественника.
Негативные аспекты
Не скрылись от глаз пассажиров и недостатки двухуровневого новшества:
- Обслуживание. Если раньше два проводника приходилось на 36-местный вагон, то сейчас такое же количество работников предусмотрено на 64 пассажира.
- Наличие лестниц. Чтобы попасть на второй этаж, нужно преодолеть довольно крутые ступеньки.
- Исчезла верхняя багажная полка над входом - багаж теперь можно хранить только в рундуках.
- Туалеты. Двухэтажные поезда в России имеют только три кабинки - одну на 21 пассажира (вместо 18, как в обычном купе).
- Сильная качка. Из-за особенностей российских железных путей велика вероятность сильной качки на втором уровне. Небезопасно будет во время пути находиться на лестнице.
Также среди недостатков пассажиры отмечают низкие потолки, не отрегулированный климат-контроль, неприятный запах в вагонах, неприветливых проводников, узкие места для сна, неудачное расположение окон (слишком низкие), перебои в работе WI-FI, завышенные цены на продукты, некачественную, невкусную еду в пайке для СВ.
История двухэтажных вагонов в России
30 октября 2013 года из Адлера в Москву отправился двухэтажный состав из 15 вагонов Тверского вагоностроительного завода. Перед этим в августе в Минеральных Водах было открыто первое российское депо для двухъярусных составов. Но перечисленные события отнюдь не являются началом истории двухэтажных составов в нашей стране - первые такие вагоны были построены еще в 1864 году на Коломенском заводе. "Кукушка" (так прозвали поезд из-за неофициального клича "ку-ку", которым машинист знаменовал начало движения поезда) курсировала между Петергофом и Ораниенбаумом, участком пути в густонаселенной дачной местности.
В 1905 году двухуровневые вагоны выпускались на Тверском вагоностроительном вагоне. Вновь их ввели в эксплуатацию только спустя 50 лет - вагоны производства ГДР курсировали между Белгородом и Харьковом, Ковелем и Львовом. По их подобию Ленинградский вагоностроительный завод создал отечественную модель двухэтажного вагона в 70-х. На первом этаже располагались спальные отсеки-купе, а второй этаж был туристическим, обзорным - там были только места для сидения. Выпуск их был ограниченным - всего 16 моделей. На этом история двухъярусных составов снова прервалась, чтобы начать свою новую страницу в наши дни.
Частные поезда
Говоря о новшествах на отечественных железных дорогах, нельзя не отметить, что недавно начали курсировать первые частные поезда в России:
- Электропоезд "Трансэкспресс" направления Москва - Калуга. Его владелец - "ТрансГрупп АС", которому производство этого транспорта на Димихинском машиностроительном заводе обошлось в 2 миллиона долларов. В каждом из вагонов есть проводники и охранники, поэтому там не мусорят, не пьют спиртные напитки и не курят, ничего не продают и не просят подаяние. Один минус: все вагоны одного класса - третьего.
- Частный поезд класса люкс "Гранд Экспресс" курсирует по маршруту Москва - Петербург. Состав считается самым комфортабельным в РФ. Среди его услуг: экотуалеты с подогревающимся полом, душ, WI-FI, медиапроигрыватель, система микроклимата, пульт для регулировки освещения, электронные замки с магнитным ключом, кнопка вызова проводника, служба безопасности.
- 4. Электропоезд "Северстальрельс", Москва - Петербург. Комфортабельный электропоезд, имеющий в своем составе вагоны 1 и 2 класса, два вагона-бара. Состав соответствует всем европейским требованиям к комфорту и безопасности, снабжен системой климат-контроля.
РЖД и частные операторы
Появление частных составов никак не отменяет монополии РЖД. Собственники всего лишь владеют подвижным составом или вовсе его арендуют. При этом они оплачивают предоставление ж/д пути, диспетчерское обслуживание, локомотивную тягу. Что касается льготного проезда граждан, то новые операторы пока что ее не отменяют. Пока налицо тенденция, что РЖД отдает в руки частников самые рентабельные направления, но руководство надеется, что в будущем негосударственные составы преобразят и невостребованные маршруты. В последнее время на российских железных дорогах можно увидеть ряд новшеств - частные поезда, двухуровневые вагоны. Конечно, недостатки можно найти во всем, но такие продвижения в модернизации одного из самых старых видов транспорта в нашей стране не могут не радовать.