Ирбитский мотозавод: история, продукция

Ирбитский мотоциклетный завод – единственное в мире предприятие по крупносерийному выпуску тяжёлых колясочных мотоциклов. Бренд «Урал» стал синонимом высокой проходимости, мобильности и достойного качества. 99% изделий уходят на экспорт. Удивительно, но модель Ural стала культовой в США, Австралии, Канаде наравне с Harley-Davidson, Brough и Indian.

Ирбитский мотоциклетный завод

Шпионская история

К концу 30-х годов советские военачальники пришли к выводу, что в армии не хватает лёгкого мобильного средства передвижения для разведки, связи, доставки боеприпасов, быстрого перемещения передовых частей мотопехоты, поддержки танков. Автомобили тех лет не обладали нужными характеристиками, застревали в распутицу, были слишком заметными на поле боя. Использование лошадей уже считалось анахронизмом.

Мотоциклы с коляской, появившиеся в войсках Германии, стали идеальным решением. Однако обзавестись ими было непросто. Ведь цель была не просто закупить партию трёхколёсных «вездеходов», а наладить собственное производство. Была разработана спецоперация по закупке пяти машин BMW R71 в Швеции и их скрытной доставке в СССР. В будущем переработанную модель «железного коня» под наименованием М-72 стал выпускать Ирбитский мотозавод. Кстати, BMW R71 также стал прообразом для американских армейских мотоциклов Indian и Harley-Davidson.

Ирбитский мотозавод Урал

По дорогам войны

Как и для большинства предприятий, Вторая мировая послужила первопричиной образования мотоциклетного предприятия в Ирбите под защитой Уральских гор. В 1941 сюда были переправлены цеха Московского мотозавода. Ютиться приходилось где придётся. Основные мощности развернули в бывшей пивоварне, часть оборудования – в отдалении, на территории автоприцепного завода.

Первую партию М-72 новообразованный Ирбитский мотозавод выпустил 25 февраля 1942 года – спустя несколько месяцев после эвакуации. Все военные годы заводчане трудились в малоприспособленных, стеснённых условиях. Впрочем, это не помешало изготовить 9799 единиц техники. Мотоциклы активно использовалась в армии и после окончания ВОВ.

Мирное время

Только после войны заводчане вздохнули свободно. В 1947-м были утверждены планы значительного расширения производственной базы. За послевоенную пятилетку Ирбитский мотозавод фактически был отстроен заново. В новых цехах всё было продуманно конкретно под производство колясочных мотоциклов. Значительно расширился штат.

Хотя армии не требовалось больше столько много мотоциклов, технику с удовольствием приобретали организации, сельские хозяйства, милиция, простые граждане. До 1950 года с конвейера сошло 30 000 «мирных» экземпляров. В 1955 на дороги страны выехали обновлённые модели различной цветовой гаммы. Это были М-72 с усиленной рамой и колёсами, улучшенной конструкцией мотора.

Ирбитский мотозавод

Творческие эксперименты

Конструкторы ИМЗ совместно с НАМИ искали иные направления развития. Взоры обратились в сторону автомобилестроения. В частности, разработана необычная в плане дизайна модель микроавтобуса с кузовом вагонной компоновки «Белка». Скорость машины на базе М-72 достигала 80 км/час.

В экспериментальную линейку входит полноприводный грузопассажирский автомобиль для сельской местности – конкурент УАЗа. Во внедорожнике под милым названием «Огонёк» использовались узлы и двигатель, которые выпускал Ирбитский мотозавод, запчасти от «Москвича 410» и других производителей. Скорость 70 км/час была приемлемой для сельчан.

Параллельно под патронажем военных конструировалась не менее экзотическая техника – плавающий вездеход проекта 032. Предназначенный для эвакуации, доставки боеприпасов и разведки, он имел конструкционную особенность. Рулевое управление смещалось в левую сторону, и водитель мог управлять вездеходом, передвигаясь ползком по земле. Впрочем, в серию конструкторские эксперименты не пошли.

Ирбитский мотозавод запчасти

Ирбитский мотозавод: «Урал»

Большинству жителей страны колясочные мотоциклы известны под маркой «Урал». Она более благозвучна, чем безликое «М», и подчёркивает географическую принадлежность предприятия. Впервые название было применено в 1961 году. «Урал М-62» оснащался верхнеклапанным мотором 650 см3 мощностью 28 л. с., который позволял разгоняться до 95 км/час. За пятилетку более 140000 мотоциклов с «горным» характером нашли владельцев.

Бренд «Урал» стал символом лучшего мотоцикла с коляской. Также выпускались двухколёсные специализированные модификации для эскортной и патрульной службы. При СССР предприятие оставалось мощным центром машиностроения, выпуская свыше 100 000 единиц техники ежегодно.

Падения и взлёты

Сложно сказать, выдержал ли Ирбитский мотозавод испытание временем. В рыночных условиях столь впечатляющий объём мототехники оказался невостребованным. Большинство цехов закрылось, из 9000 трудящихся работать осталось несколько сотен. В то же время предприятие перешло на высококачественную ручную сборку. Раму и ряд узлов делают на ИМЗ, комплектующие поставляют иностранные партнёры.

Коллективу удалось довести качество «Уралов» до недостижимой ранее высоты. Мотоциклы завоевали уважение избирательной американской публики. Обладать техникой под брендом Ural в США считается престижным.

продукция Ирбитского мотоциклетного завода

Продукция Ирбитского мотоциклетного завода

Облик «Уралов» мало изменился. Именно винтажный дизайн и крепкая брутальная конструкция восхищают покупателей мотоциклов легендарной марки. Зато принципиально изменилось качество комплектующих. Некогда простая техника получила лоск благодаря обилию хромированного металла, улучшению качества покраски, вниманию к мелочам.

Сегодня ИМЗ предлагает колясочные модели под маркой Ural:

  • "Ретро";
  • "Ретро М70";
  • "СиТи";
  • Patrol;
  • Gear-Up.

Отличия большей частью касаются дизайна и небольших технических особенностей. Цена моделей высокая и превышает 600 000 рублей. Впрочем, преданных фанатов легендарной марки стоимость техники не останавливает. Ирбитский мотозавод ежегодно изготавливает под заказ порядка 1000 мотоциклов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Читаю и удивляюсь.В 70 годы невозможно было купить мотоцикл Урал,была на них запись но только в Райисполкомах.В открытой продаже были только мотороллеры и мотоциклы минск,восход,а в это время завод был затоварен мотоциклами Урал.Это была мечта жителей Урала,а про автомобили я уже молчу.По моему это был перегиб наших властей,продавали за границу а своим крохи.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.