Собираясь начать свое небольшое дело, необходимо знать, кто относится к субъектам малого предпринимательства, а также на какие преимущества может рассчитывать человек, собирающийся начать такую деятельность.
Общие сведения
В наши дни миром правит рыночная экономика. Она обеспечена качественным взаимодействием всех участников: средних, малых, крупных форм. Малые, равно как и две другие группы, принято называть хозяйствующими субъектами. В экономике им отведена довольно значимая роль.
В последние годы рынок тяготеет к монополизации, благодаря чему получили новые возможности роста крупные компании. А вот мелкие частенько вливаются в более мощных собратьев, чтобы упростить ведение дел. Но многие владельцы небольших фирм просто не знают, какие у них были преимущества и что они теряют, отказываясь от независимости. Представляя конкретно, кто относится к субъектам малого предпринимательства и на что это лицо может рассчитывать, владелец фирмы дважды подумает, стоит ли переходить под крыло крупного собрата.
Обратите внимание, что экономика и предпринимательство буквально стоят на малых предприятиях, словно на ките мироздания. Именно на такой небольшой бизнес опираются более крупные формы. Следовательно, можно смело говорить, что небольшие фирмы действительно очень важны для страны и мира в целом.
О чем идет речь?
Чтобы понять, о каких компаниях будет рассказываться дальше в статье, необходимо сперва привести примеры малого бизнеса. Фактически с ними люди сталкиваются ежедневно. Это разнообразные небольшие офисы и мелкие торговые предприятия. Персонал организаций немногочисленный (до сотни человек), а выручка довольно маленькая. Тем не менее это небольшие компании, где все знают друг друга, царит комфортная рабочая атмосфера. Зачастую владелец такой фирмы исполняет ряд обязанностей бухгалтера, налогового сотрудника и так далее.
В наши дни небольшие фирмы – это довольно разветвлённая сеть, охватывающая практически все отрасли внутреннего рынка. Это многочисленная динамично развивающаяся группа организаций. Экономисты говорят, что это «эластичная» часть федерального бизнеса. Тот, кто относится к субъектам малого предпринимательства, не только решает экономические задачи, но и является эффективным инструментом устранения социальных трудностей.
О терминах
Прежде чем можно будет понять, что такое малое предпринимательство, а также привести примеры малого бизнеса, предварительно нужно точно сформулировать, что такое предпринимательство в общем.
Определений для этого понятия было изобретено несколько, но их можно обобщить. Тогда говорят, что речь идет о таком деле, которое одновременно полезно для общества и несет экономическую выгоду своему владельцу. Из этого следует, что предпринимательство является независимым, активным, сопряженным с изготовлением товаров, оказанием услуг. Происходит это все под материальную ответственность владельца. Исключительно тесно связаны экономика и предпринимательство, что и выражено требованием от субъекта стремления к пользе не только для общества, но и к выгоде.
А что о малых формах?
Кто относится к субъектам малого предпринимательства? Терминология предполагает включать в эту группу такие физические, юридические лица, которые работают в условиях повышенного риска. Главная задача компании – максимальная прибыль, полученная в процессе изготовления либо реализации товара, а также оказания услуг.
Отнести к этой категории можно только такие компании, которые удовлетворяют установленным в действующих законах критериям.
А как делить на группы?
Безусловно, организации-субъекты малого предпринимательства – это огромный массив. Было разработано несколько критериев, позволяющих выделять группы, основываясь на конкретных объективных признаках. В наши дни чаще всего применяют следующие параметры:
- количество работников;
- объем капитала, прошедшего регистрацию;
- финансовые параметры;
- тип деятельности.
Выделением критериев для типизации предпринимательства небольших размеров занималась комиссия Болтона, получившая свое название в честь великого английского промышленника Мэттью Болтона, жившего в XVIII столетии. Специалистами этой организации принято выделять три критерия, при соответствии которым можно говорить о принадлежности к малым формам:
- Ограниченность сбытовых возможностей, исключающая монополию.
- Независимость с точки зрения закона, позволяющая собственнику все вопросы решать на свое усмотрение.
- Личное управление деятельностью компании ее владельцем, полностью свободным принимать любые решения в рамках закона, реализовывать их.
И все же: малый бизнес или нет?
Как определить, что перед вами субъект малого предпринимательства? Критерии, действующие в нашей стране, таковы:
- персонал до 100 человек;
- выручка без НДС не более 800 миллионов.
Они введены в действие Федеральным законом под номером 209, принятым 24.07.2007.
А в чем преимущество?
Если, анализируя закон о предпринимательстве и конкретную организацию, удается выявить, что она принадлежит именно к малой форме, можно смело говорить о ряде преимуществ, недоступных крупным формам. И в первую очередь упоминают прямую связь с потребителем товаров и услуг. Компании, действующие в этом секторе, приспосабливаются к изменениям рыночной ситуации и требованиям потребителя практически мгновенно. Причина в том, что фирмы пластичны и способны подстраиваться под видение клиента, чтобы гарантировать выбор своего продукта.
Форма субъектов малого предпринимательства такова, что подобные организации практически лишены внутренней бюрократии, из этого следует, что внереализационные расходы сводятся к минимально возможным. В то же время организация все время находится в поиске новых поставщиков, что позволяет снизить расходы на закупки. В наше время конкуренция на рынке велика, поэтому каждая маленькая компания сильно зависит как от обилия клиентов, выбирающих ее услуги, так и от поставщиков.
Первые и лучшие
Что же такое «субъект малого предпринимательства»? Критерии, позволяющие выделить эту группу бизнеса, таковы, что каждой фирме, им соответствующей, свойственны:
- Стремление к инновациям. Это обеспечивает конкурентоспособность. Специфика деятельности такова, что небольшие фирмы находятся в тесном взаимодействии с крупными организациями, поэтому должны быстро реагировать на изменение ситуации, чтобы не потерять клиента и не оказаться в проигрыше. Именно внедрение новейших технологий позволяет исключить такую ситуацию.
- Способность к интеграции без потерь. Малые компании могут объединиться с другими организациями, стремясь дать опор конкуренту. Примечательно, что несколько бизнесменов, ведущих свои дела небольшого формата, соединив усилия, могут противостоять даже гиганту рынка. Впрочем, на помощь им приходит и закон о предпринимательстве, а также нормы права, регулирующие монополизацию рынка.
Слабые стороны
Если все так хорошо, зачем же тогда нужна государственная поддержка малого предпринимательства? Обусловлено это тем, что небольшие организации регулярно сталкиваются с широким спектром трудностей, неочевидных с первого взгляда. В частности, деятельность сопряжена с:
- повышенными рисками, из-за чего говорят о неустойчивости всего дела в общем;
- зависимостью от крупных организаций;
- невысоким профессионализмом руководства;
- восприимчивостью к рыночным условиям;
- финансовыми трудностями;
- сложностью во взаимодействии с другими юридическими лицами, для которых заключение договоров с малым бизнесом сопряжено с различными рисками.
Откуда ноги растут
Практика показывает, что неудачи чаще всего спровоцированы некомпетентностью управленцев, выбирающих курс компании. Немногие способны корректно заводить деловые связи и поддерживать рабочие контакты. Нередко фирма постепенно из денежных отношений переходит (хотя бы частично) в натуральные, когда работает буквально «баш на баш». Все это приводит к сложностям функционирования, вносит путаницу в налоговые документы и в конечном итоге приводит к развалу бизнеса.
Обратите внимание, в наши дни открыто много курсов кратковременных и длительных, призванных исключить юридическую необразованность и разъяснить людям, как аспекты законов, так и особенности деловой логики. Посещение учебного заведения поможет:
- узнать, зачем нужна и как заполняется декларация субъекта малого предпринимательства;
- освоить правила поведения в деловом мире;
- научиться выбирать верный курс для своей организации.
А что законы?
Не забывайте о том, что существует программа, в рамках которой оказывается государственная поддержка малого предпринимательства. Несмотря на сложность бюрократической структуры нашей страны, в последние годы этот вид поддержки предпринимателей показал свою эффективность и помог многим сохранить свое дело и развить его.
Принципы оказания помощи, как следует из закона, следующие:
- все начинается с подачи предпринимателем заявления;
- инфраструктура доступна для всех заинтересованных лиц;
- доступ для всех предпринимателей равный, соответствует прописанным в государственных нормах права условиям;
- поддержка соответствует требованиям Федерального закона под номером 135 от 26 июля 2006 года;
- все этапы оказания поддержки открыты и доступны общественности.
Что иметь с собой?
Чтобы можно было получить государственную помощь, предпринимателю придется написать заявление установленного образца. Впервые подавая документы, необходимо также предоставить бумаги, которые бы подтверждали, что организация действительно принадлежит к числу малых. Для этого должно быть подтверждение того, как много людей работают в штате организации, а также какова прибыль компании и соблюдается ли лимит выручки.
В отдельных программах и в разных регионах местные чиновники вправе ввести дополнительные условия, по которым отбирать конкретных участников программы поддержки. Если такие в вашем регионе действуют, узнать о них можно в администрации города либо в специальном органе, созданном для взаимодействия с малыми формами бизнеса. Таковой существует во всех регионах государства.
Обратите внимание, что чиновники не вправе требовать от предпринимателя те документы, которые должны все время быть в государственных органах, а не у бизнесмена на руках. Впрочем, исключение – это пункты, упомянутые в 210 Федеральном законе, принятом 27.07.2010 года, где есть точный перечень бумаг, обязательных к предоставлению, если потенциальный предприниматель заинтересован в получении помощи от правительства страны.
А всем ли?
Существуют такие малые предприятия, которые не могут рассчитывать на помощь от правительства. Это касается следующего перечня:
- кредитные компании, страховщики, инвесторы, пенсионные фонды, ломбарды, торговцы ценными бумагами;
- организации, согласившиеся на раздел продукта;
- работающие в игорном деле;
- нерезиденты страны;
- фирмы, реализующие подакцизные товары, редкие полезные ископаемые.
Кроме того, на помощь не стоит рассчитывать, если:
- не были предоставлены документы;
- не выполнены условия;
- поддержка уже была оказана ранее, сроки ее еще не прошли;
- было выяснено, что компания нарушила закон, и с этого момента еще не прошло трех лет.
Все под учетом!
С начала августа 2016 года в Российской Федерации в законную силу вступил единый реестр субъектов малого предпринимательства. Чтобы получить к нему доступ, необходимо посетить в Виртуальной паутине ФНС страны. Обратите внимание: кроме малых форм, в реестре удастся найти данные и по бизнесу среднего размера.
Как сразу же отозвались после введения аналитики, подобный проект для нашей страны оказался принципиально новым, поскольку позволил регулировать законами государства деятельность компаний небольшого формата. В прежние времена нечто подобное велось в каждом регионе индивидуально, не было никаких возможностей централизованно учитывать бизнесменов. При этом небольшие компании только тогда включались в местные реестры, когда запрашивали о поддержке либо к ним применялись какие-то меры. В противном случае юридические лица оставались словно бы невидимыми.
Как это работает?
Чтобы создать такой объемный реестр, который бы охватил всю страну, пришлось прибегнуть к облачным технологиям. Следовательно, данные можно запросить из любой точки планеты в удобное для заявителя время, а ответ получить сразу же, не отходя от устройства. Запрос можно отправить практически с любой техники, лишь бы был доступ к Интернету.
Создание реестра предполагало получение информации о том, сколько в среднем человек работают в компании, а также о приблизительном уровне дохода организации. При формировании были учтены не только организации, фирмы, но и индивидуальные предприниматели. Создатели внедрили в базу данные, полученные из:
- ЕГРЮЛ;
- ЕГРИП;
- Министерства экономического развития;
- органов, ответственных за образование и науку;
- «Сколково»;
- ММВБ.
Чтобы все заинтересованные смогли корректно пользоваться ресурсом, был сформирован документ, разъясняющий порядок работы. Его назвали «письмом», публикацией занималась ФНС. Кроме прочего, письмо объясняет, каковы временные рамки обработки данных (как поступающей в систему информации, так и запросов, выписок из нее).
Как это создавалось?
Впервые реестр был сформирован на базе полученных за 2015 год данных. Сведения для этого запрашивались из различных инстанций, чтобы обеспечить максимально полный охват вопроса. А вот если небольшая организация, внесенная в этот перечень, столкнулась в период 2016-2018 года с необходимостью откорректировать свою деятельность, ее данные в системе будут меняться только в 2019 году. В частности, в реестре будут отражены изменения, касающиеся среднесписочной численности и размера получаемой организацией выручки, а также общие сведения о предпринимателе.