Поэзия классиков русской литературы – это ключ к пониманию себя, к поиску правильных ответов на поставленные вопросы. Среди поэтов можно выделить тех, которые в собственном творчестве были похожи друг на друга и тех, что были настоящими антиподами. Первые помогают глубже понять и раскрыть для себя определённые темы. Вторые же благодаря игре, построенной на контрастах, за счёт непохожести характеров, взглядов, настроений заставляют задаваться всё новыми и новыми вопросами. Сегодня в этой статье будет предложен сопоставительный анализ стихотворений именно отличных друг от друга авторов: А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а также Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
«Пророк» А.С. Пушкина
Для того, чтобы отразить объективно существующие различия в творчестве Пушкина и Лермонтова, необходимо рассмотреть направление их поэтической деятельности отдельно друг от друга. В этом могут помочь наиболее известные стихотворения обоих поэтов, посвященные одной и той же тематике, где разница проступает наиболее наглядно.
Так, знаменитый «Пророк» Александра Сергеевича, начинающийся словами «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…», затрагивает, подобно одноименному стихотворению Лермонтова, тему поэзии и места поэта в мире людей. Однако произведение Пушкина было написано раньше – в 1826 году во время ссылки в Михайловское, в то время как Михаил Юрьевич создал собственного «Пророка» только в 1841 году.
Стихотворение Александра Сергеевича проникнуто идеей перерождения обычного человека в поэта – своеобразного рупора божьего гласа и его воли на земле, жертвующего собой во имя неустанного просвещения и воодушевления человечества на добрые, правильные дела. Метаморфозы перерождения мучительны и неприятны, но вынести их – священный долг «пророка». В наставление владыка указывает главному герою: «Глаголом жги сердца людей!». Вот оно, главное предназначение поэта по мысли Пушкина.
Стихотворение написано в жанре оды, возвышенным и торжественным слогом, дабы возвеличить значение важной миссии, возложенной на поэта свыше. Для поэтики произведения характерны многочисленные эпитеты («духовная», «празднословный», «вещие», «трепетный»), метафоры («глаголом жги», «неба содроганье»), сравнения («как труп в пустыне я лежал», «как у испуганной орлицы»). В целом же стихотворение имеет некий ореол божественности, атмосферу библейской истинности, что также подчеркивается за счёт многочисленных старославянизмов.
«Пророк» М.Ю. Лермонтова
В отличие от стихотворения А.С. Пушкина, произведение Михаила Юрьева, сопоставительный анализ с которым и будет проведён далее, имеет совершенно иную направленность. Здесь поэт – не пророк, а презираемый обществом изгой. Он, также, как и в «Пророке» 1826 года, рождён для помощи людям, но более не нужен им. Старики именуют его самодовольным «глупцом», якобы наивно решившим, что именно его устами глаголет Господь, дети – обходят стороной. Молодая, страдающая душа поэта одинока, а судьба его трагична. Только природа принимает его, ведь об этом позаботился сам творец: среди дубрав и полей, под мерцающим блеском звезд может встретить понимание поэт.
Жанр «Пророка» Лермонтова – лирическая исповедь. Написанное тем же, что и у Пушкина, четырехстопным ямбом, здесь стихотворение остаётся словно недосказанным, обрывается будто бы на полуслове, как и у Александра Сергеевича, хотя всё главное уже оказывается сказанным.
Теперь пришло время рассмотреть непосредственно сравнительный анализ "Пророка" Пушкина и Лермонтова. Чем всё-таки кардинально отличаются оба произведения друг от друга?
Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова
Как видно из вышеперечисленного разбора, данные стихотворения Лермонтова и Пушкина существенно различаются, если не формой, то жанром и содержанием. Хотя лирический герой обоих произведений – это отвергнутый и одинокий член общества, всё же у Александра Сергеевича он сохраняет надежду изменить ситуацию, так как слышит чёткое наставление с небес, видит ангела, являющегося к нему в качестве посланника, и упрочивается в знании, что его дело свято.
Сравнительный анализ «Пророка» Пушкина и Лермонтова также раскрывает то, что лирический герой из лермонтовского стихотворения, словно бы являющегося продолжением того, на чём остановился Александр Сергеевич, трагичен и даже потерян. Знаки, являющиеся ему в виде покорности природы, косвенны и не могут рассматриваться в контексте прямого божьего послания. Отсюда берётся тотальная, абсолютная потеря связи с народом, которой мы не встретим у Александра Сергеевича: лермонтовский поэт запутался, потерял путеводную звезду и вынужден блуждать во тьме.
Таким образом, сопоставительный анализ «Пророка» Пушкина и Лермонтова доказывает, какими в корне различными были мировоззрения поэтов. Их несхожие взгляды отражаются буквально в любом из продуктов творчества обоих авторов. Одновременно с этим, писатели очень колоритно дополняют друг друга.
Творчество А.А. Фета
Для того, чтобы провести ещё один сопоставительный анализ, следует обратиться к деятельности Афанасия Афанасьевича Фета. Новатор в поэзии, этот человек на сегодняшний день занимает среди классиков русской литературы особое место. Стихи Фета – это пример самой изысканной и тонкой лирики, сочетающей в себе очарование формы и глубину содержания. Главным для Афанасия Афанасьевича было выражение самых незначительных порывов души и эмоционального состояния, в связи с чем он постоянно обыгрывал форму, раскрепощая и изменяя её на разный манер для передачи через неё всех оттенков чувств. Природа Фета максимально очеловечивается, что достигается за счёт множественных олицетворений: перед читателем возникают «рыдающие» травы, «овдовевшая лазурь», проснувшийся «каждой веткой» лес.
Любопытно, что одно из самых известных стихотворений А.А. Фета под названием «Шепот, робкое дыханье…» написано совершенно без использования глаголов, хотя, казалось бы, эта часть речи выступает ведущей в любом языке. Видимо, Фет решил проигнорировать или опровергнуть это утверждение и отверг действие. Путем использования одних лишь прилагательных и существительных он создал настоящий гимн природы и любви.
Стиль и поэтика Ф.И. Тютчева
В отличие от Фета, стихи Тютчева – это глубоко философичная лирика. В них нет лёгкости, присущей произведениям Афанасия Афанасьевича, зато обнаруживается психологизм, что проявляется даже в изображении пейзажей. Излюбленными приемами поэта является антитеза (противопоставление), а также использование многочисленных глаголов и бессоюзных конструкций, создающих динамизм действия и активность развития сюжета внутри произведения. Стихи Тютчева обнаруживают не меньшее, чем у Фета, внимание к личности человека и малейшим движениям его души.
Сопоставительный анализ стихотворений и стилей Фета и Тютчева
Если говорить о поэтах в аспекте сравнения, необходимо заметить, что для Тютчева более, чем для Фета, характерно проявление трагических ноток и мотивов. Вполне вероятно, что это связано с биографией писателя, который имел опыт большой, но печальной любви к женщине по имени Елена Александровна Денисьева, связь которого считалась в глазах общества преступной и постоянно порицалась. Стихотворения «Денисьевского цикла», например, Silentium!, «О, как убийственно мы любим…» и другие, являются самыми трогательными в творчестве поэта, но одновременно с этим не утрачивают безысходной печали.
На творчество А.А. Фета любовь также наложила серьёзный отпечаток. Полюбивший девушку из небогатой семьи, Фет был беден и не мог предложить ей ничего, кроме своего чувства. Однако вскоре девушка трагически погибла. Фет пронёс память о ней через всю жизнь и собственное творчество, но, в отличие от Тютчева, эти воспоминания пробуждали в нём светлые мысли и эмоции, которые в результате привели к созданию воодушевляющих, полных жизни стихотворений, как «Я пришёл к тебе с приветом», «Майская ночь» и другие.