Галичский автокрановый завод – крупнейшее российское предприятие по выпуску гидравлических кранов на автомобильном шасси. Расположено в городе Галиче Костромской области. Помимо автокранов, ГАКЗ производит электротехнику, товары народного потребления, металлические конструкции и другую продукцию.
Становление
В начале XX века на месте ГАКЗ располагались винокурни. В 1914 г. они были переоборудованы в фабрику по пошиву солдатской обуви. После революции здесь организовали хромовый завод. В 30-е годы предприятие вновь было перепрофилировано под изготовление бочек и деревянной тары.
В 1945 году производство отошло к Минсельхозу, в цехах был налажен ремонт моторов и машин, изготовление запчастей к сельхозтехнике, тракторам. Гордостью завода стали льномялки, насосы, кольчатые катки. Не раз заводчане удостаивались дипломов ВДНХ.
В 1961 году ГАКЗ стал выпускать бульдозеры, главным образом навесное оборудование для тракторов. Первой моделью стал одноковшовый универсальный неполноповоротный экскаватор Э-1513, базирующийся на шасси Т-16. Привод рабочих механизмов осуществляется от двигателя шасси дизеля Д-16, управление механизмами рычажное. Для строительства в сельской местности изготавливался несамоходный экскаватор модели Э-1510. Позже на базе тракторов «Беларусь» собирался бульдозер ЭО-2621.
Развитие
С 1982 года Галичский автокрановый завод изготавливает широко известные автокраны под маркой «Галичанин». Это единственное производство в СНГ, выпускающее такой широкий модельный ряд гидравлической грузоподъёмной техники.
Основной моделью долгое время был 16-тонный КС-4572. С 1993 г. на базе КрАЗа выпускался КС-4579 такой же грузоподъёмности. С конца 90-х количество моделей резко возросло. Изготавливались мобильные автокраны «Галичанин» на базе КамАЗ, МАЗ, Урал (15-50 тонн) и тяжеловесы на базе МЗКТ (50-80 тонн).
Конструирование
Проектирование автокранов осуществляется с помощью мощных вычислительных комплексов, на которых установлены специализированные конструкторские программы. Они позволяют до воплощения изделий в металле смоделировать каждый узел, рассчитать характеристики отдельных агрегатов и в сборе, оперативно скорректировать расчёты.
Чтобы спроектировать новый автокран «Галичанин», требуется всего несколько месяцев. Например, в 2015 году с нуля были созданы пять моделей различной грузоподъёмности. 3D-моделирование также позволяет гибко реагировать на требования рыночной конъюнктуры и пожелания клиентов.
Совершенствование производства
Галичский автокрановый завод постоянно модернизируется. Оснащение заготовительного участка современными немецкими комплексами прецизионной и плазменной резки позволило резко повысить производительность.
Компьютеризированные линии способны вырезать заготовки из листового металла обыкновенного и конструкционного качества, высокопрочных сталей, алюминия. Обрабатывающие центры в автоматическом режиме по заданным параметрам вырежут запчасти для автокранов любой конфигурации.
В 2013 году реконструированы ранее законсервированные производственные площади. Пущен в строй современный сварочный цех по изготовлению металлоконструкций. Оборудование позволяет стыковать полукоробы автокранов в специальных сборочных стендах.
Технологии
На ОАО ГАКЗ стрелы автокранов изготавливают по полному технологическому циклу: от обработки заготовок до сборки конечных изделий. Автоматизированные комплексы используются для производства секций и полукоробов стрел для техники грузоподъёмностью 260 тонн.
Полукороба гнут из листовых заготовок на импортном гибочном оборудовании. Для этого в 2012 г. ввели в эксплуатацию пресс с рекордным усилием, достигающим 1600 тонн. Его спецификации позволяют изготавливать стреловые секции до 12,5 метра длиной. Благодаря технологии последовательных гибов на прессе можно придать коробу любой профиль.
С 2001 года Галичский автокрановый завод освоил обработку и сварку сталей типа Weldox, Tomex и Optim c прочностью класса 640, 700, 960. Внедрён в 2014 году техпроцесс сварки особо прочных сталей Weldox 1100.
Продукция
ГАКЗ сегодня производит широкий модельный ряд грузоподъёмной техники. Автокран «Галичанин» выпускается на базе российских КамАЗа и Урала, белорусского МЗКТ, зарубежных фирм Iveco и Volvo.
Актуальный модельный ряд включает следующие модификации:
- Грузоподъёмностью 25 т: КС-55713-1/4 (вылет стрелы 21,7 м); КС-55713-Л (23,7 м); КС-55713-В (28-31 м); КС-55731 (40 м).
- Грузоподъёмностью 30 т: КС-55715 (40 м).
- Грузоподъёмностью 32 т: КС-55729-В (30,2 м).
- Грузоподъёмностью 50 т: КС-65713-1/6 (34,1 м); КС-65715-1/6 (40 м).
- Грузоподъёмностью 60 т: КС-65721 (42 м).
- Грузоподъёмностью 70 т: КС-75721-1/8 H&H (42 м).
- Грузоподъёмностью 100 т: КС-85713 (51 м).
Кроме того, ГАКЗ изготавливает установки крано-манипуляторные КМУ-150, сваебойные агрегаты УСА-2 и другую технику. Есть опыт сборки бытовых электроприборов.
Запчасти для автокранов
На Галичском заводе особое внимание уделяют послепродажному обслуживанию. Здесь изготавливают запчасти, узлы, агрегаты к новым и ранее выпускаемым моделям. В частности:
- Ремкомплекты гидроопор и гидроцилиндров.
- Стёкла для крановых кабин.
- Блоки полиспаста, опоры и плиты скольжения, опорно-поворотные устройства, крепёж.
- Гидроцилиндры вывешивания, поворота/выдвижения, подъёма, телескопирования.
- Металлоконструкции (подпятники, баки, кабины, опоры, секции стрел, рамы).
В регионах функционируют сервисцентры.
Перспективы
Галичский автокрановый завод уверенно смотрит в будущее. Доля предприятия на рынке профильной техники достаточно высока. Заметную конкуренцию традиционной продукции оказывают модели из Китая. Для сохранения позиций ГАКЗ планомерно модернизирует материально-техническую базу, закупая лучшее оборудование.