Станция "Мекензиевы горы" на полуострове Крым является центром отдалённого района Севастополя. Название многим ничего не говорит, но именно оно тесно связано с историей города, с его основателем, человеком, который немало сделал для рождения этого города у моря, города-героя. Имя его - Фома Мекензи. Русский контр-адмирал, который командовал эскадрой Черноморского флота в 1873-1876 году.
Природа Мекензиевых гор
Широкая плоская возвышенность, находящаяся в районе Севастополя на полуострове Крым, носит наименование Мекензиевы горы. Представляет собой водораздельный покатый хребет, который делит верхние части глубоких и разветвлённых балок, сходящих на север и запад. Горы пологие с северной стороны и крутые - с южной.
Их покрывает широколиственный лес, который перемешивается с искусственными посадками сосны. На территории Мекензиевых гор располагается уникальный семенной питомник крымской сосны, который поставляет элитные семена лесных красавиц. Склоны гор издалека кажутся белыми от мергелевых отложений.
Мекензиевы горы простираются на восток от станции с одноимённым названием и горы Инкерман до древнего Эски-Кермен - городища, расположенного на Внутренней Крымской гряде. В этом месте проходит граница Бахчисарайского района с Севастополем. На севере горы образуют водораздел между реками Чёрная и Бельбек.
Ф. Ф. Мекензи
Ещё в XVIII веке горы носили тюркское название Кок-Агач, но свою известность получили под названием Мекензиевы горы. Кто же такой Ф.Ф. Мекензи? Отец будущего контр-адмирала по происхождению шотландец и носил фамилию Мак Кензи. Его сын Томас Мак Кензи родился на севере России, по некоторым источникам - в Архангельске.
По всей вероятности, он был крещён в православном храме и получил имя Фома, фамилия его была интерпретирована на русский манер, и стал он Фомой Мекензи. Зачислен на военно-морскую службу и сделал блистательную карьеру – стал контр-адмиралом и командующим Черноморской эскадры.
Как появилось название
Именно под его руководством в 1783 году началась расчистка леса в практически необитаемой Ахтиарской бухте и начато строительство казарм, госпиталя, церкви, здания адмиралтейства и жилых домов для офицеров. Ф.Ф. Мекензи был первым командиром Севастопольского порта.
Под его руководством были устроены каменоломни, где добывали камень, для строительства и печи, в которых выжигали известь. Были устроены небольшие мастерские для изготовления некоторых вещей, необходимых флоту. Созданы сельскохозяйственные подворья, которые давали продукты для провизии населения и флота. Он оказался хорошим и рачительным хозяином.
За службу на благо России ему были дарованы земли, где он основал хутор, который стали называть Мекензи. Отсюда появилось наименование гор, у подножья которых он располагался, их стали называть Мекензиевы горы. Это название носит и железнодорожная станция, находящаяся на окраине города Севастополя, которая сыграла и продолжает играть видную роль в жизни города.
Причины строительства станции
Военная обстановка на Чёрном море была неспокойной. Турция пыталась вернуть Крым, присоединённый к России в 1783 году. России необходимы были порты и базы, находящиеся на полуострове. Началось их строительство и обустройство. Важным городом на крымском полуострове становился Севастополь.
Продолжающиеся русско-турецкие столкновения в преддвериях последней турецкой войны 1877-1878 годов поставили вопрос перед правительством России о необходимости срочного принятия мер по регулярным поставкам продовольствия и военного обеспечения.
Была построена Лозово-Севастопольская железная дорога, соединяющей Севастополь и Симферополь. Осенью 1875 г. к Севастополю был подан первый грузовой состав. В 1891 году началось строительство станции на полуострове Крым "Мекензиевы горы". Симферополь и Севастополь были надёжно соединены.
Роль станции при обороне Севастополя
"Мекензиевы горы" – это, помимо всего, станция, обслуживающая порт, которая во все времена имела стратегическое значение. Именно поэтому во время Великой Отечественной войны вокруг неё развернулись ожесточённые бои, которые шли с 1941 по 1942 год. Здесь находились ключевые позиции советских войск, которые закрывали проход к северной части Севастопольской бухты.
Особенно жестокими были бои в начале июня 1942 года, когда территория станции три раза переходила от советских бойцов к немцам. Недалеко от станции находилась знаменитая зенитная батарея № 365, которой командовал старший лейтенант И.С. Пьянзин.
Сама станция стала памятником героизму и мужеству советских солдат и матросов, которые воевали здесь до последнего. Её земля стала свидетелем штурмов, рукопашных схваток, действий бронепоезда «Железняков», отчаянного огня зенитных батарей и горьких слез отступления в июле 1942 года.
Недалеко от станции находится кладбище "Мекензиевы горы". Севастополь продолжает развиваться и здесь, согласно принятому решению, будет построено новое кладбище, так как старое закрыто. На старом кладбище находятся братские захоронения защитников города, погибших в 1941-1942 году при обороне Севастополя. На плитах мемориального комплекса выгравированы почти все имена погибших защитников станции.
Железнодорожная станция
В послевоенное время востребованность станции оставалась большой. Сюда шли грузы со всего Советского Союза. Необходимо было восстановить Севастополь, его северную сторону. Это было сделано в кратчайшие сроки.
Сегодня "Мекензиевы горы" – это узловая грузопассажирская станция на линии Севастополь-Симферополь. От станции отправляется регулярная электричка Мекензиевы горы – Симферополь. Рядом с ней построен новый микрорайон Мекензиевы горы, относящийся к Нахимовскому району города Севастополя, находящийся в 24 километрах от самого центра города и четырёх километрах от вершины Севастопольской бухты.
Значение станции для города велико, особенно в связи со строительством нового порта Авлита, способного принимать крупнотоннажные суда. Расположен он на северной стороне незамерзающей Севастопольской бухты. Через него идёт перевозка зерна и металлопродукции. Северная часть порта полностью обслуживается станцией. На территории порта построены огромные терминалы для хранения зерна.