Моральные нормы любой культуры складываются из соблюдения этических установок и допустимости отклонений от них. Кроме того, вести аморальный образ жизни можно, даже не отрицая общепринятых неписаных законов, а просто не вписываясь в них течением своих мыслей и жизненных устоев. Так, всю жизнь непонятыми изгоями остаются многие гениальные писатели и художники с собственным видением творчества. Однако аморальность может быть и злостной, провокационной и опасной для окружающих.
Принципы аморальности и нарушения нравственного поведения
Понятие нравственности не может быть единым для всех народов, поэтому, попадая из одной страны в другую, пересекая континенты, вы невольно меняете не только географическое положение, но и условные рамки допустимого поведения. Но это в глобальном понятии. Более узкие понятия моральных норм заключены в микрообществах, в которых человек постоянно вращается. У каждого из нас таких «рамочных» периметров как минимум два – это дом и работа (учеба).
Личное восприятие морали рождает в личности окружающая среда текущего временного отрезка. Нельзя считать за эталон правильного поведения в современной России то, что делало человека высококультурным в XVII веке во Франции. Это так же неверно, как перенести наше представление о женской скромности в нынешнее мусульманское общество, где за аморальный образ жизни воспринимается даже чтение женщиной некоторых книг.
Говорит это в первую очередь о массовости понятия нравственности. Сопротивляться ему бессмысленно, так как общество немедленно вычисляет в своих рядах несогласного и изолирует его. Мерой изоляции в данном случае служит тюрьма, психоневрологический стационар, общественный контроль надзорных органов и др. В самом благоприятном случае человека просто вычеркивают из социальных рядов путем морального отчуждения.
Аморальность как понятие противоправности
Нет сомнения, что аморальный образ жизни был бы явлением менее редким, если бы меры, принимаемые против стандартных случаев проступков, ужесточились хотя бы до публичного порицания, что бывает далеко не всегда. Зачастую, казалось бы, безобидное хулиганство вырастает до грандиозных форм вымогательства, насилия, воровства (грабежей) только благодаря попустительству со стороны «благополучного» общества.
Отсутствие состава уголовного преступления в большинстве аморальных действий позволяет гражданам, погрязшим в безнравственном лабиринте, чувствовать себя относительно защищенными. Общественные работы, штрафы и другие виды административного наказания редко приносят ожидаемый результат и только глубже заталкивают заблудившуюся личность в ожесточение против культурных поведенческих норм.
Аморальное поведение в семье
Самая тяжелая форма аморального образа жизни, несомненно, относится к нарушениям внутрисемейного характера. Под штамп «неблагополучия» попадают автоматически оба родителя, так как неумение сопротивляться тирании нравственного уродства одного из супругов также представляет отсутствие нравственных устоев. Если отец пьет и позволяет себе угрожать жизни и здоровью членов семьи, а остальные взрослые это терпят, значит их моральные принципы также представляются сомнительными.
Особенно тягостной является ситуация, когда от аморального образа жизни родителей страдают несовершеннолетние. В исключительных случаях и при бдительности посторонних (учителей, воспитателей детсада, соседей) государство обращает внимание на отдельные семьи и устанавливает надзор над подобными группами риска. Еще более редко детей из семей изымают, однако происходит это только после убедительных доказательств, что проживание ребенка под надзором семьи может угрожать его жизни и нравственности.
Разрушение нормальной социальной адаптации ребенка лежит не только в прямой угрозе его физического здоровья – косвенная сторона, затрагивающая его личные понятия норм, не менее важна. Это так называемый «прессинг» родителей, направленный друг на друга – постоянные скандалы, выяснения отношений, иногда – открытые, демонстрируемые публично связи отца и матери на стороне.
Морально-нравственное падение детей в асоциальных семьях
Первый эмоциональный выпад, получаемый от ребенка в случае его постоянного, даже невольного участия в семейных конфликтах или наблюдения аморального образа жизни родителей со стороны – это страх, непонимание, неосознанное недоверие к тому, что происходит. Эта и следующая стадии пропускаются, если подобная обстановка окружала малыша с рождения. Затем вместе с отчаянием приходит желание восстановить понимание между родителями.
Следующий этап - это уже безнадежность, за которой (как следствие характера ребенка) могут идти: агрессия, ненависть либо отстраненность, забитость. На этом этапе у детей помладше развивается аутизм, происходит задержка в развитии, изменяется поведение в худшую сторону. Дети постарше уходят из семьи, производят попытки покончить с собой. Почти всегда это происходит «понарошку» – как шанс дать родителям еще одну возможность одуматься, однако нередко такие отчаянные решения заканчиваются плачевно.
Языком сухой статистики
Основываясь на научных исследованиях Т. Н. Курбатовой (Санкт-Петербург), В. К. Андриенко (Москва), А. С. Белкина (Екатеринбург) и других авторов, изучающих нарушения воспитательного процесса в семьях, делаем вывод, что существуют общие характеристики, объединяющие проблемные семьи.
В группу риска по искаженному восприятию ребенком нравственно-моральных ценностей, попадают семьи:
- включающие одного родителя и ребенка;
- с низким образовательным уровнем обоих родителей;
- где аморальный образ жизни матери или отца является постоянным фактором;
- с полным отсутствием патриотизма, с презрением к социальным нормам поведения;
- где хотя бы один из родителей имеет пристрастие к алкоголю, находился в МЛС и др.
Данная статистика несет обобщенный характер и ни в коем случае не является однозначной.