Внешний облик построек может быть самым различным, однако, архитектура Древнего Китая объединена общими эстетическими устремлениями и строительными идеями, присущими только этой нации. Наиболее типичная конструкция дома – каркасно-столбовая, для ее создания использовалась древесина. На глинобитную платформу устанавливались столбы из дерева, затем на них крепились поперечные балки. Сверху дом покрывала черепичная крыша. Прочность построек обеспечивалась благодаря столбам, поэтому многие постройки выдержали многочисленные землетрясения. К примеру, в провинции Шаньси до сих пор сохранился деревянный буддийский храм, высота которого превышает 60 метров. Эта пагода построена почти 900 лет назад, но сохранилась до наших дней.
Архитектура Древнего Китая отличается целостной композицией
построек, которые объединяются в единый комплекс, состоящий из множества
сооружений. Отдельно стоящие здания в этой стране до сих пор большая редкость:
дворцы и частные дома всегда окружены вспомогательными строениями. Причем
дворовые постройки абсолютно симметричны и равномерно удалены от главного
здания.
Многие образцы древней архитектуры внесены в Фонд мирового культурного наследия. К ним относится древний город Лицзян, который находится в провинции Юньнать, пекинский парк Ихеюань, Храм Неба и дворец Гугун. Архитектура Древнего Китая имеет характерные черты, присущие только этой стране. Например, крыши зданий всегда выполнялись вогнутой формы. На карнизах и балках обычно вырезали рисунки растений и животных. Подобные узоры и орнаменты украшали также деревянные столбы, двери и окна.
Архитектура Древнего мира широко использует для украшения жилищ различные естественные красители, Китай также не является исключением. Крыши дворцов, как правило, покрывали золотистой глазурованной черепицей, карнизы красили сине-зеленой краской, стены и столбы - с красноватым оттенком. Полы в древних дворцах устилали белым и темным мрамором, что придавало им величественность и монументальность.
Своего расцвета архитектура Древнего Китая достигла во времена правления династий Сунн и Тан (VII—XIII вв). Города строились в те времена согласно четкому плану с четкой геометрией. Поселения были окружены глубокими рвами и высокими стенами и представляли собой хорошо укрепленные крепости.
Сохранилось множество пагод тех времен, которые округлостью форм напоминают индийские храмы. В древних буддийских монастырях пагоды являлись хранилищами канонических книг, статуй и реликвий. Скульптура Древнего Китая во многом перекликается с индийской. Высота некоторых статуй составляет до 10 метров. В соразмерных формах и математической точности изваяний воплотились стремления китайских мастеров к гармонии.
Первые памятники культуры Древнего Китая были обнаружены в 20-х годах прошлого столетия. Это были артефакты времен династии Яншао (середина III тысячелетия до н.э.). Для них характерен особый художественный стиль, непохожий на все остальные. Необычайно декоративный и в тоже время очень торжественный художественный стиль отражает тот философский дух, который присущ всему китайскому народу.
Архитекторы Китая были одновременно строителями, мыслителями и поэтами с обостренным и возвышенным чувством природы и всего живого. Все дворцы и жилые комплексы были построены так, как будто они являются продолжением ландшафта. Естественная взаимосвязь архитектуры и пейзажа даже описывалась в многочисленных трактатах, которые были свойственны тому времени. В древних памятниках китайской архитектуры запечатлена вся история этой удивительной страны. Уникальные шедевры зодчества, созданные много столетий назад, поражают своим совершенством и гармоничностью.