В соответствии с ФЗ № 63, внесшим ряд изменений в БК, в законодательство введено новое понятие – бюджетная смета. Это документ, устанавливающий лимиты обязательств. Рассмотрим далее особенности его оформления.
Общие сведения
Бюджетные учреждения обязаны совершать операции по расходованию средств в соответствии со сметой. Данное правило закрепляет 161 статья НК (п. 1). Составление бюджетной сметы – обязанность указанных организаций. Перечень затрат, которые отражаются в документе, закреплен в 70 статье НК. К таким расходам относят:
- Оплату работы сотрудников, денежное содержание (довольствие, вознаграждение, з/п) служащих органов госвласти, структур территориального самоуправления, лиц, находящихся на госдолжностях РФ, муниципальных и госслужащих, прочих категорий.
- Командировочные и другие выплаты, начисляемые в соответствии с трудовым договором, законодательством РФ, нормативными актами регионов и МО.
- Оплату производства работ, поставок продукции, предоставления услуг для муниципальных или госнужд.
- Отчисление налогов и прочих обязательных сумм.
- Компенсацию вреда, нанесенного учреждением при ведении им своей деятельности.
Правила
Порядок составления и утверждения бюджетной сметы определяет главный распорядитель средств, в подчинении которого находится организация. Установленные правила должны соответствовать предписаниям Минфина. Главный распорядитель средств определяет реквизиты, которые содержит бюджетная смета. Это:
- Гриф, включающий в себя подпись руководителя, имеющего полномочия согласовывать документ. В отметке должна присутствовать расшифровка росписи.
- Название документа.
- Финансовый период, на который предоставляются сведения.
- Наименование организации, оформившей документ, код ОКПО.
- Название единиц измерения для показателей, включаемых в смету. Указывается также их код по ОКЕИ.
Содержание
Как правило, оно оформляется в виде таблицы. В ней должны присутствовать коды строк, названия направления средств и суммы, соответствующие коды классификации затрат с детализацией КОСГУ. Конкретизация приводится в Приказе Минфина №74н. Существует ряд подстатей, которые чаще всего используют организации. Соответственно, сведения о них должна в обязательном порядке содержать бюджетная смета. Это подстатьи:
- Зарплата.
- Прочие выплаты.
- Начисления на з/п.
- Услуги связи.
- Транспортные расходы.
- Коммунальные платежи.
- Арендная плата.
- Содержание имущества.
- Прочие услуги/работы.
- Увеличение стоимости ОС, НМА, непроизводственных активов, материальных запасов.
Заработная плата
Информацию о ней отражает подстатья 211. Здесь планируются затраты на оплату труда по договорам в соответствии с законодательством о госслужбе и ТК. К расходам относят выплаты по:
- Должностным окладам.
- Почасовой оплате.
- Тарифным ставкам.
- Специальным и воинским званиям.
В этой же подстатье планируются отчисления материальной помощи, премий, вознаграждений по итогам года и прочих поощрений. Здесь также отражается оплата ежегодного и учебного отпусков, компенсация за неиспользованный отдых, пособия за первые 2 дня нетрудоспособности сотрудника. Для осуществления расчета требуемого объема средств используется штатное расписание, а также нормативные документы, регламентирующие систему з/п.
Прочие выплаты
Данная подстатья считается некоторыми специалистами первой самой объемной из всех, которые включает в себя бюджетная смета. Это обуславливается тем, что по ней планируются отчисления на дополнительные компенсации и выплаты, предусмотренные контрактом. К ним, в числе прочего, относят:
- Суточные при командировках по службе.
- Ежемесячное пособие на малолетних детей.
- Возмещение стоимости форменной обуви, одежды.
- Компенсация затрат на приобретение периодических изданий и книгопечатной продукции.
- Стоимость проездных билетов на общественный транспорт.
- Прочие подобные затраты.
При расчетах используются штатное расписание, локальные акты, регламентирующие соответствующие выплаты, сведения о числе планируемых командировок в течение года и пр.
Начисления на з/п
Планирование этих затрат осуществляется по подстатье 213. Здесь учитываются расходы на отчисление ЕСН, взносов по страховым ставкам по обязательному соцстрахованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. При отражении этих затрат необходимо учитывать положения 24 главы НК и использовать сведения о ФОТ. Необходимо помнить, что затраты по выплате ЕСН и взносов в ФФОС по гражданско-правовым договорам с физлицами отражаются по статьям и подстатьям, на которых обобщается информация на оплату работ по данным соглашениям.
Услуги связи
Их планируют по подстатье 221. Здесь отражаются затраты на пересылку почтовых отправлений, покупку марок, конвертов, оплату сотовой связи, подключения и использования сети Интернет, повременную и абонентскую плату за пользование местным телефоном и прочие подобные издержки. При планировании учитываются различные сведения. В их числе: величина абонентской платы, цена радиоточки, одного отправления, конверта, число телефонных точек и так далее.
Увеличение стоимости НМА
Соответствующие затраты планируются по подстатье 320. Здесь отражают затраты по приобретению или созданию подрядным способом материальных активов, не имеющих вещественной структуры. На эти объекты должны быть оформлены документы, удостоверяющие исключительное право учреждения на них. Для определения требуемого объема средств учитывается информация о потребности в НМА и их стоимости.
Транспортные услуги
Они планируются по подстатье 222. Обычно здесь отражаются расходы на оплату проезда к месту работы при служебных командировках, на курсы переквалификации, повышения квалификации (студентам-заочникам, в том числе). По этой же подстатье планируют затраты на доставку нефинансовых активов. Для определения необходимого количества средств используют данные о числе командировок в течение года с примерной стоимостью проезда, планы повышения квалификации, информацию о среднегодовых издержках на наем транспорта.
Коммунальные платежи
По подстатье 223 планируют потребление и оплату:
- Технологических нужд и отопления, горячего водоснабжения.
- Газа. В состав затрат в числе прочего включаются расходы на доставку сырья по распределительным сетям, плату за оказание снабженческо-сбытовых услуг.
- Электроэнергии для производственных, хозяйственных, лечебных, технических, научных и прочих целей.
- Ассенизации, водоотведения и пр.
Для расчета требуемого объема средств необходимы сведения о потребности в тепло-, электроэнергии, газе и воде, а также информация о тарифах поставщиков.
Затраты на содержание имущества
Они планируются по подстатье 225. Здесь отражаются расходы на оплату договоров по предоставлению услуг, производству работ, связанных с содержанием ОС, непроизводственных активов, НМА, материальных запасов, которые находятся в безвозмездном пользовании, оперативном управлении либо аренде. При осуществлении расчетов во внимание принимается информация планов текущего и капитального ремонтов сооружений, зданий, коммунальных систем, стоимость техобслуживания транспортных средств, сведения о затратах на предоставление услуг по техобслуживанию пожарной и охранной сигнализаций, вычислительных сетей, среднегодовые издержки на заправку и профилактику оргтехники.
Прочие расходы
Они планируются по подстатье 229. Здесь отражаются затраты, которые не связаны с оплатой трудовой деятельности, приобретением услуг. По подстатье 229 планируют расходы, касающиеся:
- Уплаты налогов, сборов и прочих обязательных сумм, госпошлин, штрафов, пеней и прочих санкций.
- Отчисления средств профсоюзам на физкультурную, а также культмассовую работу.
- Выплаты Государственных премий в разных сферах.
- Приема и обслуживания делегаций.
- Выплат спортсменам и тренерам.
Прочие работы
Затраты на них планируют по подстатье 226. Здесь отражают расходы по договорам на предоставление услуг, производство работ, не учтенных на подст. 221-225. В частности, отражают оплату:
- За вневедомственную охрану, установку сигнализаций.
- На страхование жизни, имущества, здоровья, гражданской ответственности собственников ТС.
- За оказание медпомощи сотрудникам правоохранительных структур и военнослужащим.
- За прокат специальных видео-, аудио-, кинозаписей.
- По найму жилплощадей при служебных командировках.
- На услуги в сфере информационных технологий. В частности, учитываются затраты на покупку пользовательских прав на ПО, приобретение, обновление баз данных.
- По изготовлению бланков для государственных сертификатов и пр.
Порядок утверждения бюджетных смет
Как выше было сказано, соответствующими полномочиями наделяется главный распорядитель средств. Его руководитель вправе возложить утверждение бюджетных смет на другое лицо. Им, в частности, может являться начальник распорядителя. Он, в свою очередь, вправе возложить полномочия на руководителя учреждения. Начальник главного распорядителя может ограничить указанное полномочие при выявлении нарушений положений БК.
Бюджетная смета в "Электронном бюджете": как заполнить?
В настоящее время действует специальная база, созданная для обеспечения подотчетности, прозрачности и открытости деятельности организаций. Бюджетная смета в "Электронном бюджете" позволяет повысить качество финансового менеджмента с области управления муниципальными и государственными средствами. Оформление документа осуществляется путем внесения в него корректировок в рамках доведенных до организации объемов лимитов обязательств. Бюджетная смета в "Электронном бюджете" включает в себя 4 раздела. Показатели формы практически аналогичны тем, которые предусмотрены для типового бланка документа.
Оформление
Ведение бюджетных смет, как выше говорилось, осуществляется корректировкой лимитов. Необходимо учесть, что суммы повышения объемов назначений отражают со знаком "+", а уменьшения, соответственно, - минус. Корректировка сметы осуществляется посредством утверждения поправок величин, изменяющих:
- Объемы назначений при изменении объема ЛБО. Лимит должен быть доведен до организации по установленным правилам.
- Распределение назначений по классификационным кодам затрат, требующих и не требующих изменений показателей росписи основного распорядителя средств и ЛБО, а также по дополнительным кодам аналитических величин, для которых корректировка росписи и объема лимитов не требуется.
Порядок составления бюджетной сметы был дополнен Приказом Минфина №168н. В соответствии с положениями, корректировка документа может осуществляться посредством согласования поправок величин, изменяющих объемы назначений, влекущих перераспределение их между разделами.
Ключевые задачи
Бюджетная смета – это документ, позволяющий решить целый ряд проблем. Среди основных его задач:
- Повышение доступности сведений о финансовой деятельности и состоянии публично-правового образования, организации, активах и обязательствах.
- Внедрение инструментов, обеспечивающих взаимосвязь бюджетного и стратегического планирования, проведение мониторинга достижения результатов осуществления госпрограмм федерального и регионального уровней, а также разрабатываемых муниципальными органами. Бюджетная смета казенного учреждения, кроме того, позволяет проанализировать итоги внепрограммных мероприятий, качество исполнения муниципальных и государственных функций.
- Обеспечение размещения информации о фактических и запланированных финансовых показателях работы в сфере управления общественными средствами участников процесса в открытом доступе. Электронная система позволяет опубликовать сведения о других юрлицах, получающих перечисления из бюджета.
- Обеспечение интеграции операций по формированию и реализации расходно-доходных статей, бухучета, подготовки финансовых отчетов, прочих аналитических сведений.
- Усиление взаимосвязи между бюджетным процессом и процедурами планирования закупок продукции, услуг, работ для удовлетворения нужд публично-правовых образований, формирования, размещения заказов на поставку, исполнения муниципальных и госконтрактов.
Еще одна задача состоит в обеспечении взаимосвязи между реестрами обязательств и закрепленными полномочиями организаций, в соответствии с законодательством.